Танец вместо тысячи слов…

Во всем богатстве и разнообразии в концертном зале БГАМ представил свою сольную программу фольклорный ансамбль «Эребуни». Его участниками был показан удивительный и неповторимый мир армянского танцевального фольклора, причём воплощённого как в своём первозданном, архаическом виде, так и в танцевальных постановках.

Таинственный магический дух календарно-земледельческих и свадебных обрядов Армении был воплощён в фольклорных танцах. Лорке и Тамзара заставили вспомнить о древних свадебных гуляниях, о чествовании гостями невесты. Распространённый по всем армянским областям и общинам Кочари напомнил о том, что танец, как и музыка – подражательный вид искусства, так как в движениях прослеживаются элементы подражания главному домашнему животному – барану.

Ансамбль "Эребуни"

Чтобы ничто худое не помешало мирной жизни и плодородному урожаю, танцем Тарс пар участники «Эребуни» в роли членов древней армянской сельской общины окончательно запутали и отогнали от себя все злые силы. Но, увы, всё случается в жизни армянской нации, даже в наши дни. Борьба за родной край служит мощной мотивацией для пробуждения национального самосознания и духа. То же продемонстрировал и наш ансамбль на сцене в воинственных танцах Берд и Ярхушта; особенно было не сломить, конечно же, мужской состав коллектива. Весьма колоритно были исполнены и другие фольклорные танцы – Гёвнд-Вер Вери, Наре и Папури (Փափուռի, его нельзя путать с песенной «сборной солянкой» pot-pourrie – фр. «горшок каши»).

Женская танцевальная линия концертной программы удивила разнообразием, плавностью, грацией и красотой движений. Различным было и происхождение танцев – каждый из них привязан к тому или иному региону проживания армянского населения, будь то Джавахки пар, Карабахский, Эрзруми шорор, Зангезури или Туй-туй. Мастерством, женственностью и мягкостью рук покорил сердца зрителей женский состав в постановке Вануша Ханамиряна «Танец с кувшинами» и в танцевальной интерпретации песни Ashxarhums ашуга Саят-Новы. Статная и высокая, как царевна Анна в скульптуре Рипсиме Геворкян, в сольной партии танца блеснула Татевик Боджикян. В свою очередь, в Карабахском танце простоту и неторопливую, мягкую манеру исполнения, а также свою привязанность к корням предков подтвердила Алина Сардарова. А Туй-Туй стал настоящим сюрпризом и украшением концерта, ведь в нём роль «невесты» досталась триумфатору выставки «Размышления на двоих», талантливому скульптору и просто хорошему человеку. В весьма волнительный и важный для себя день Рипсиме Геворкян не только раскрыла талант к лепке художественных образов руками; она от души показала, что может ими и «петь», по выражению Мовсеса Хоренаци.

Знаковым и символическим стал завершивший программу смешанный танец, посвящённый той земле, которая ещё до сих пор не оправилась от недавних, ставших шоком для всего народа военных действий. Этим танцем стал Арцах. Воплощением плачущей о своих потерянных на поле битвы сыновьях матери-Армении предстала перед зрителями Ольга Богушиньска, а ещё больше очаровали в танце зрителей маленькие участницы «Эребуни» в образах ангелов, подбирающих мечи погибших героев.

Неотъемлемой частью концерта и вместе с тем контрастом танцевальной программе послужил песенный репертуар. В него были включены те песни, которые символизируют скорбь и боль армянского народа во все дни. В моём исполнении прозвучала песня Lori Horovel, записанная Комитасом, а солистка Белорусской государственной филармонии Лусине Налбандян проникновенно спела Qele Lao. Также с танцевальными номерами органично чередовались видеовставки с использованием армянских народных песен.

Поскольку сцена Белорусской государственной академии музыки – это одна из главных академических сцен страны, на которой начинали свой путь многие известные белорусские музыканты и сейчас активно представляют культуру Беларуси даже за её пределами, для нашего ансамбля выступать на этой сцене стало огромной честью. Благодаря этому мы смогли поделиться всей жизнью народа и в радости и в горе со зрителями, как любителями, так и профессионалами — с теми, кто крепко стоит за идеи сохранения белорусского аутентичного фольклора и не забывает о межкультурных контактах, богатством армянской народной культуры.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: