До Айвазовского рукой подать

Практически все лето в Национальном художественном музее Республики Беларусь работает расширенная экспозиция картин Ивана Айвазовского. Конечно, с грандиозной выставкой, которая с ажиотажем проходит сейчас в «Третьяковской галерее» в Москве, ее нельзя сравнить по масштабам, зато минчанам до улицы Ленина рукой подать. И не надо с утра выстаивать в сумасшедшей очереди, билеты продаются свободно и купить их можно прямо на месте.

К тому же, очень приятно, что представленные полотна всемирно известного мастера — оригиналы и не чьи-либо, а являются достоянием фонда отечественного музея. Выставка проходит в рамках проекта «Наши коллекции».

Всего на выставке представлено 9 работ, написанных в разных точках земного шара. Все работы выкуплены из частных коллекций и сегодня они, за единственным исключением, расположены в красном зале.  А вот одна картина в массивной раме «сбежала» на малиновую стену зала по соседству. Смотрите внимательнее, когда решите посетить выставку — не упустите ее из вида!

"Чумаки у мельницы" (холст, масло)

«Чумаки у мельницы» (холст, масло)

Две картины пера художника «Чумаки у мельницы» и «Чумаки на отдыхе» во многом повторяют один и тот же сюжет. И как мне пояснила работница музея, в запасниках на данный момент находится еще несколько картин Айвазовского. Одна из них повторяет сюжет с чумаками ночью с некоторыми отличиями, по это причине и чтобы не утомлять зрителя, дублирующее полотно решили не выставлять. Такое положение вещей не удивительно, поскольку Ованнес Айвазян был художником весь плодовитым — за свою жизнь написал более 6 тысяч работ и устроил более 125 персональных выставок.

"Чумаки на отдыхе". 1855 (холст, масло)

«Чумаки на отдыхе». 1855 (холст, масло)

Еще одна картина Айвазовского, самый большой холст из собрания музея «Буря на море» (1887 г.), до селе не демонстрируемая зрителям, находится сейчас в реставрации. Возможно, к концу года, как раз к 200-летию со Дня рождения Ованнеса Айвазяна, которое случится в следующем году, все необходимые работы будут закончены и она предстанет отдельно перед изумленными глазами ценителей изобразительного искусства.

Также работница музея в разговоре со мной поделилась впечатлениями от посещения «Третьяковки» ее коллегой, которая была поражена работами Константина Николаевича на христианскую тему «Крещение», «Всемирный потоп», «Сошествие Ноя с горы Арарат» и пр., в то время как все знают его в основном как выдающегося мариниста. Очевидно, что на творчество художника повлиял его брат Гавриил, который избрал для себя монашеский путь. В Феодосии даже есть памятник двум братьям Айвазовским.

Наша справка

Настоящее имя художника – Ованyес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж. 1845 (холст, масло)

Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж. 1845 (холст, масло)

Это интересно

Первая жена — гувернантка Юлия Гревс. Кстати, праправнучка Айвазовского Ирина Касацкая (по линии первого брака) сегодня живет в Ереване. Вторая жена Анна Саркизова имела армянское происхождение и была младше его почти на 40 лет. Но еще одна женщина достойна упоминания. Балерина Мария Тальони, старше Айвазовского на 13 лет. История их отношений, по сути, зиждется на красивых легендах. Мария Тальони помогла подняться Айвазовскому, когда он, будучи еще студентом, задетый ее экипажем, упал на дороге. Во вторую встречу он получил билет на ее представление. После представления Мария бросила ему один из букетов, которыми ее осыпали поклонники. Когда он приехал в Италию, две картины на его выставке купила Мария… И оставила билет на свое представление. Наконец личная встреча, долгая прогулка, завершившаяся дома у Марии, и — много счастья, любви, живописи и балета. Он предлагал ей руку и сердце. И получил отказ — она не хотела ни для него стать со временем обузой, ни в своем сердце отдать кому-то такое же место, какое там занимал балет. На память о первой возлюбленной у Айвазовского на всю жизнь осталась ее розовая балетка. Когда художник умер, его жена Анна первым делом сожгла эту балетку.

Говорят цифры

Мог ли Иван Константинович Айвазовский представить себе, что спустя столетия его картиной расплатятся за… вылеченный зуб? Маловероятно, тем более, что при жизни он был весьма коммерчески успешен. Однако подобная история все-таки произошла: в начале 1950-х годов, житель маленькой норвежской деревни расплатился с дантистом за вылеченный зуб произведением великого русского мариниста. Картина оставалась в доме врача, пока та не скончалась в 1990 году. После ее смерти картина «Закат над Великой Лаврой, Святой Афон» была выставлена на торги местного аукционного дома, где ее и приобрел нынешний владелец. 7 декабря 2011 года полотно Айвазовского было продано за 920 тысяч евро.

Ночь на острове Родос. 1850 (холст, масло)

Ночь на острове Родос. 1850 (холст, масло)

Ниагарский водопад Иван Айвазовский писал по памяти. В солидном возрасте 75 лет он отправился в Америку. Во время путешествия художника впечатлило чудо природы. Находясь в Нью-Йорке, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне полотна, художник воссоздал тот самый Ниагарский водопад. В фонды нашего музея самый ранний вариант картины попал в 1981 году.

"Ниагарский водопад", 1892.

«Ниагарский водопад», 1892.

Анна ЦЫБЕНКО

Фото автора

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: