Кисть, создавшая Армению

Художника-творец, который, не соглашаясь с тем, что искусство должно копировать действительность, сотворил множество удивительных миров.

Автопортрет

Автопортрет

Ребенок, бегущий среди высоких степных трав в попытке догнать небо, коснуться руками облаков, солнца и изобразить эти впечатления восторга на холсте.

Некоторые искусствоведы отмечают детское восприятие жизни, потому что первое впечатление художника это восторг, который присущ детям. На жизненном пути М. Сарьяна встречалось немало бед, горестей и в душе это был художник, примирившийся с трудностями жизни и довольствующийся малым. Возможно, отсюда он противопоставлял всем бедам улыбку, детский смех и радость. Его полотна играли яркими красками, а больше всего он любил писать природу. Сам художник не раз повторял, что его первый учитель — природа: «Человек — самое чудесное творение природы. Человек — сама природа. Только через человека природа познает самого себя. И в этом — величайшее счастье человека. Гигантская, бесконечная природа — и небольшое существо, несущее в себе это беспредельное величие. Природа создала человека, щедро наделив его всем, всем… Дала человеку мать. Дала ему разум. А ведь тебя могло и не быть, могло случиться, что ты не существовал бы. Но вот природа сотворила чудо — из «ничего» появился человек. И стал он сознавать свое «Я», природу, родину, видеть солнце, ощущать жизнь. А разве ощущение жизни не есть уже чувство счастья? Жизнь природы столь же привычна и понятна, сколь удивительна и загадочна. Зерно прорастает в земле, растет, в положенное время цветет, снова родит зерно и поэтому не умирает. Таков же человек. Он не умирает — так как он — сама природа. Познание этого есть познание бессмертия, вдохновляющее человека».

М. Сарьян родился 28 февраля 1880г. В Новой Нахичевани (Ростовская область). Он окончил обычное училище и с 15 лет работал на почте, чтобы помогать нуждающейся семье. Уже тогда он начал замечать, что ему нравится вглядываться в человеческие лица и делать зарисовки. С тех пор с кистью он не прощался.

Первый шаг к большому будущему произошел в 1897г., когда М.Сарьян поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества: «В списке 17 поступивших человек я прочел свою фамилию. Поступив в лучшее Российское училище, я начал новый этап своей жизни». Сменив лоно природы на многоэтажки с узкими переулками, Мартирос Сарьян шел к становлению своей творческой личности. Главное, чему научился художник в училище, он сформулировал несколькими предложениями: «Уметь — это значит учиться. Другого пути для того, чтобы стать настоящим художником не существует». В 1903г. Окончив училище, Мартирос Сарьян стал работать в мастерских Серова и Коровина.

С годами внимание художника стало устремляться на Восток, к Персии и Египту, чуть позднее на Юг, к незабываемым местам его детства, дальше на Кавказ и Закавказье и, наконец, к природе и жизни Армении, к стране, чей народ говорил на языке его отца и матери, на языке предков. Очень трудно было найти ему язык искусства, который был бы ему так близок, чем душа родного древнего народа. На большой и торной дороге жизни художника главной вехой и точкой опоры стала родная Армения с ее неповторимыми пейзажами и колоритом быта народа. М. Сарьян сказал: «Я избрал эту дорогу. Никакой другой путь не привлекал меня больше, чем этот».

В 1900 г. желанная мечта поехать в Армению становится явью. Из личных воспоминаний художника:
«Миролюбивый творческий народ с тысячелетней культурой, никогда никого не угнетавший и не грабивший, но сам почти непрерывно угнетавшийся и подвергавшийся грабежам, в самых тяжелых условиях находил силы для возрождения и нового созидания. Армянский народ вновь и вновь выходил на передовую линию истории, он дал блистательное созвездие философов, историков, поэтов, ученых, зодчих; добивался восстановления своей чести и независимости мужественной борьбой, силой своего гения».

«Арарат и Рипсиме»

«Арарат и Рипсиме»

"Армения"

«Армения»

"Любовь"

«Любовь»

"Озеро"

«Озеро»

Сарьян всегда хотел побывать на Востоке, чья загадочность его влекла. Он хотел постигнуть мир во всем его разнообразии. Однажды он сам признался, что если бы не был художником, то стал бы путешественником. В 1910г. мечта превращается в реальность и он посещает Константинополь. Именно те полотна, которые он напишет там, громко прокричат его имя на выставках в России и станут первыми картинами с изображением Армении в Третьяковской галереи.

«Улица к вечеру»

«Улица к вечеру»

«Восточные женщины»

«Восточные женщины»

В 1911 году М. Сарьян продолжает путешествие и отправляется в Египет. Стремившись к вечности в искусстве, художник нашел ее в древнем искусстве Египта и восхищался историей этой страны. Сравнивая историю Египта и Армении в их сложном, долгом и тернистом пути самобытного народа, он видел в доброй женской улыбке египтянки бессмертную жизнь страны и потомков.

«Улица в Каире»

«Улица в Каире»

«Голова девушки»

«Голова девушки»

В 1913 году Сарьян отправляется в Персию. Больше всего художник поразился ярким контрастом простых улиц и рынков: «Здесь можно было видеть персидских купцов, сидящих с поджатыми ногами и занятых игрой в нарды или курением кальяна. Создавалось впечатление, что эти люди не занимались коммерцией и что товар, разложенный вокруг, выставлен не для продажи, а для любования». Второе ярчайшее впечатление о Персии произвели на Сарьяна персиянки в черных сетчатых чадрах, которые кажутся привлекательными, таинственными и одновременно пугающе закованы в мусульманские законы.

 «Голова персиянки»

«Голова персиянки»

В 1913 году Сарьян находится на зените славы: участвует в выставках, открывает собственную художественную мастерскую, планирует путешествие в Индию, Японию и Китай, искусство этих стран притягивало его магической силой. Спустя некоторое время случается страшное: из Армении приходят ужасающие вести и художник закрывает мастерскую, снимает свое участие с выставок и уезжает на Родину. Родина, которая дарила ему яркие красочные эмоции, омрачилась красками крови, боли и крика. « Все кишело больными, бесконечно изнуренными армянскими беженцами. Дети, женщины, старики, я видел боль их всех. Ни в чем не повинный народ, обладающий тысячелетней культурой, покинул земли своих предков, спасаясь от турецких ятаганов и предательской политики великих европейских держав. Народ задыхался в цепких когтях голода. Эпидемии ежедневно уносили жизнь сотни людей, не было средств даже для погребения умерших. Трупы валялись повсюду – на улицах, под стенами домов и церквей…рядом с живыми людьми. Оргия смерти разливалась по гигантскому человеческому морю до седого Арарата. Только в ночные часы стоны, причитания и крики о помощи немного стихали».

Организовывая благотворительны фонды, Сарьян все равно считал, что ничем не помогает своему народу. Он ушел в себя, закрылся в одной комнате, хандра его поборола. Чтобы художник окончательно не лишился разума, друзья увозят его в Тифлис.  В то тяжелое время спасти его могло что-то такое же невероятной силы мощное, что его потрясло. Его спасает любовь, только она смогла вернуть его к творчеству. В 1916г. в церкви неподалеку от Тифлиса, Сарьян обвенчался с молодой учительницей Лусик Агаян.

Вскоре художник вновь взял в руки кисть и первое что он написал, были цветы. Именно так он выразил свою веру в искусство, ведь он всегда верил, что искусство противостоит смерти. А на вопрос, почему он не передал на холсте то, что увидел, он отвечал, что не может передавать в своих картинах  то, что народ уже пережил. И тем глазам, которые видели столько боли и пережили столько слез, он хочет подарить краски жизни в цветах.

«Коллекции»

«Коллекции»

В скором времени имя М.Сарьяна стало знаменито и в Европе: Италия, Франция, Германия, Голландия. Везде проходят его персональные выставки и рождаются новые полотна. Но Европа не дарит тепло его душе, не рождает в нем столько вдохновения, сколько родные края и как только степи Северного Кавказа покрываются зеленью, как только окутывается благодатная земля цветными красками, художник спешит к ней на встречу, а по наступлению холодов уезжает выполнять крупный государственный заказ в Москву.

30-е годы знаменуются страшными событиями: армянская интеллигенция, с которой М.Сарьян возрождал Армению, становятся врагами Советского Союза. Дети революции, сколько их сгинуло в исторических пожарах вместе со своими портретами. Чекисты сжигают сарьяноские шедевры во дворе Национальной галереи и лишь одна картина уцелела, которую более 20 лет прятали работники музея: «Портрет поэта Е. Чаренца». Но от живого человека того времени остался лишь холодный камень – памятник и М.Сарьян пишет «Арка Е. Чаренца»,  как последнее «Прости!» былому другу и жертвам сталинского террора.

«Портрет поэта Егише Чаренца»

«Портрет поэта Егише Чаренца»

«Арка Е. Чаренца»

«Арка Е. Чаренца»

В жизни М.Сарьяна было немало трагедий, но кажется, нет трагедий в его творчестве. Кажется что его картины, это всегда жизнь, свет, радость. И лишь внимательный зритель увидит, как сквозь краски проступает боль творца.

Первая половина 40ых отмечается пиком художественного гения М.Сарьяна. Именно тогда была написана картина «Три возраста»: справа юный художник-новатор, только постигающий мир искусства; слева зрелый художник, яркими красками рисующий Советскую Армению; посредине мудрец, провидец, который словно видя будущее, ждет возвращение сына с фронта.

«Три возраста»

«Три возраста»

«Оторванность от народа, безыдейность» — этими словами в 1942г. словно пригвоздили к позорному столбу художников, которые не попали в струю соцреализма. Идейных художников, следующих лишь своему внутреннему зову творца, а не гос.заказам, давили рублем в то время, когда у М.Сарьяна семья состояла уже из 8 человек. От расстройства он сам начал уничтожать свои картины, но не поступившись своим принципам, он выживал только за счет персональных заказов.

Такой он был, художник М. Сарьян: противостоявший всем горестям несгибаемой силой духа. Он был словно мощным деревом, иссушенное солнцем, изогнутое ветром, оголенное, но все равно могучее. Он видит закаты, но знает, что за ним следует рассвет и новое солнце, и новые краски и новая жизнь.

Уехав в Армению, он живет там до конца своих дней, но часто посещает свои персональные выставке в Европе. М. Сарьян скончался 5 мая 1972г. в Ереване. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Мариам ПЕТРОСЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: