Ваган Керобян: «С приходом на рынок проекта menu.by, доставка еды станет более доступной»

Армянские проекты и стартапы нечасто масштабируются и выходят на новые рынки, но история проекта menu.am немного другая. Проект был создан в Армении после чего был масштабирован в Грузию, а после в Беларусь. Menu.by — это возможность заказать любимую еду из любого ресторана, вне зависимости есть ли у него собственная служба доставки или нет, так же есть возможность заказать блюда из различных заведений в рамках одного заказа. Мы встретились с создателем проекта menu.by Ваганом Керобяном и узнали много нового о бизнесе в Армении и Беларуси.

Ваган Керобян (по центру) и команда menu.by

Ваган Керобян (по центру) и команда menu.by

— Проект menu.am стартовал в Армении, после чего вы запустились в Грузии по понятным причинам, т.к. это ближайшая страна да еще и с похожим менталитетом. Но потом вы выбрали Беларусь, почему?

— Мы 4 года назад начали в Армении, но через 1,5-2 года поняли, что это трендовый бизнес и рано или поздно во всех странах появится лидирующий игрок. Решили, что следующая попытка должна быть там, где мы более-менее понимаем ситуацию и выбрали Грузию. После этого был выбор 3-й страны, и не хотели выбирать то место, куда долго добираться. В то время еще был прямой рейс «Белавии» и до Минска можно было быстрее долететь, чем доехать до Тбилиси. Выбрали Беларусь еще и потому, что здесь не было ни одного крупного игрока. После отмены рейса мы свои планы не поменяли и в августе начали, а уже в октябре запустили проект menu.by.

— У вас уже есть опыт запуска проекта в трех странах. Если сравнить Беларусь с Грузией и Арменией, какие на ваш взгляд здесь [в Беларуси] плюсы?

— Все три страны разные. Когда мы начинали в Армении, рынок доставки еды существовал, а электронная коммерция была не развита. В Грузии ни то, ни другое не было развито. Рынок доставки еды не существовал, все думали, что грузины любят ходить в кафе и не будут заказывать еду с доставкой на дом.

В Беларуси же наоборот и рынок доставки еды развит достаточно сильно и электронная коммерция тоже развивается. Это на самом деле очень сильно облегчает нашу задачу, с той стороны, что не нужно менять менталитет: люди знают как что-то купить в интернете, часто заказывают. Во многих ресторанах есть служба доставки, есть еще больше ресторанов, у которых нет доставки. Нам легче работать в этом плане.

— Легко ли идут рестораны на контакт? Ведь те, у кого есть службы доставки, могут задаться вопросом «Зачем ваш сервис нам, если у нас есть собственная доставка»?

— Это хороший вопрос. Ответ на самом деле прост. Мы тратим собственные средства на маркетинг для привлечения новых клиентов и эти люди с определенной частотой начинают пользоваться нашими услугами. В данном случае, ресторану самому нужно решать они хотят чтобы наши пользователи заказывали из их ресторана или нет. 

На самом деле есть 4-летний опыт, который показывает, что мы не отбираем «кусок» у действующего рынка, мы расширяем этот рынок делая доставку еды доступнее.

— Да, например можно сформировать заказ из разных заведений…

— Можно заказать из ресторана, который не делает доставку, или, к примеру, служба доставки заведения уже окончила свою работу, можно заказать из одного конца Минска в другой, ведь, мы доставляем по всему городу. С нашим приходом, доставка еды станет (еще рано говорить, что стала) более доступной и это расширит действующий рынок. И пусть каждый ресторан сам решает: хочет ли он с нами сотрудничать или нет, расширять ли ему зону доставки и доставлять по всему Минску.

— Недавно мой друг заказывал через ваш сервис и ему доставили еду буквально за 25 минут. У вас есть какое-то время, к которому вы стремитесь, чтобы выполнить заказ?

— В Армении у нас среднее время доставки 38 минут, от получения заказа до его выполнения. В Грузии — 44 минуты, кстати, город почти втрое длиннее чем Ереван. В Минске на данный момент у нас 52-53 минуты, это хорошее время для Минска, но плохое для нас.

— А на что уходит больше всего времени из этих 52-53 минут?

— Сейчас из 52 минут где-то 9 минут наши курьеры ждут выдачу заказа в ресторане. Не все еще привыкли к нашей системе и порой задерживают заказы.

От получения заказа до утверждения — уходит примерно 5 минут, от получения заказа курьером до доставления клиенту — это время связано со средней длинной заказа. Сейчас у нас в среднем длина расстояния, которое преодолевает курьер до заказчика, равна примерно 17-18 километров, но с увеличением количества заказов, курьеров и ресторанов это расстояние может уменьшиться до 5 километров, и доставка станет быстрее.

— Мы затронули плюсы Беларуси, а что не так хорошо как в Армении и Грузии?

— Бумаг слишком много, бюрократии. В Армении и Грузии мы работаем с ресторанами и у нас с ними нет никаких бумаг, все электронно и легко. В Армении инвестиции в одного курьера составляют примерно 30$, сюда входят сумка и униформа.  В Беларуси эта сумма равняется примерно 400$, ведь, нужны санитарная книжка, химчистка, банковский терминал, кассовый аппарат и все остальное. Все это требования закона, который мы выполняем.

Рестораны намного меньше думают не о том, как заработать деньги, нежели о том, какие проблемы этот заработок создаст.

— Армянские проекты достаточно редко масштабируются, а тем более в Беларусь. Как вы считаете, Беларусь привлекательна для армянского бизнеса и проектов? Есть ли в Армении проекты, которые можно масштабировать? Или почему ggtaxi не приходит в Беларусь, например?

— Да, есть проблемы продукта. Если говорить о стартапах, то есть несколько проектов, которые могли бы масштабироваться, но они не вышли из Армении в принципе. Т.е. они не приходят в Беларусь, потому что не выходят из Армении. Почему не выходят? Это на самом деле вопрос отношения армян к семье, к дому, жизни, к своему быту, к выходу из зоны комфорта.

У меня четверо детей, и жить на две страны сложно. Работать тут, а на выходные лететь в Армению, это очень трудно. Но если хочешь что-то глобальное сделать, то надо пожертвовать какими-то частями своей зоны комфорта. С другой же стороны, есть хорошая шутка: «Человек сделавший бизнес в Армении, сможет работать в любой стране». Работая в суровых условиях в Армении, имеешь много рисков, проблем. Выйдя на грузинский рынок у нас было все намного проще, но были проблемы с наймом работников. Получив опыт в Армении и Грузии, в Беларуси было гораздо проще работать.

— Под одной из ваших публикаций в Фейсбук, ваш белорусский друг сказал, что теперь его очередь открывать бизнес в Армении. На сколько привлекательна Армения для белорусских бизнесменов?

— Я думаю, что в Армении проблем возникнуть не должно. В Армении лояльно относятся к людям из других стран. Белорусы живя близко к Западной Европе, вероятно, обладают широким кругозором, им должно быть несложно. Кстати, в Армении и Беларусь сферы IT похожи, т.к. в ВВП стран занимают примерно одинаковые доли. Здесь есть такие гиганты как Wargaming, EPAM, Viber, у нас же Shadowmatic, PixArt и другие, вкус в IT примерно одинаковый в наших странах.

— Но вы уже решили на какой рынок выйдите после Беларуси?

— Есть несколько вариантов, может быть мы развернемся на юг, в Иран. Об остальном пока не хотелось бы говорить.

— Спасибо за беседу и удачи вашему проекту!

Беседовал Георгий Кеворков

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: