Каринэ ДРНОЯН: «Не люблю, когда успешность списывают на национальность».

Известная исполнительница на духовых народных инструментах Каринэ Дрноян недавно проявила себя как талантливый педагог. Случилось это на IV Международном конкурс «Дняпроўскiя хвалi» в Могилёве, когда её ученица, кстати, армянка, как и сама Каринэ — 14-летняя Настя Арутюнян взяла первое место в этом состязании, опередив конкурентов из Беларуси и России. В основном в жюри присутствовали мастера искусств из Могилёва, среди них присутствовал даже главный дирижёр могилевского симфонического оркестра. Своим исполнением на жалейке и дудке «Настачкi» Александра Кремко и кантиленного произведения Игоря Мангушева юная исполнительница из Минска и её концертмейстер Юлия Лейко покорили сердца судейской коллегии, а Каринэ Дрноян была удостоена специального диплома как лучший учитель. Таким образом, Каринэ удалось раскрыть в себе новую грань профессии музыканта. И о переходе  Каринэ на новую ступень творческой личности мне удалось побеседовать с ней лично.

— Как проходила подготовка?

— Мы часто встречались и репетировали, причем и в моё рабочее, и в свободное время, я даже вызывала Настю к себе домой. Настя играла сложную программу, которая обычно играется студентами в Белорусском университете культуры и искусств. В первом произведении стояла задача продемонстрировать владение техникой игры на дудке и жалейке. Во втором было важно правильно распределить дыхание, ведь жалейка — капризный инструмент, его нужно постоянно подстраивать, она также, как и дудук,  язычковый инструмент.

— Какие впечатления от конкурса, были ли отзывы?

— Несмотря на то, что у музыкантов часто скептическое отношение к народным духовым инструментам, жюри всё же понравилось Настино выступление, и она завоевала первое место, а мне дали диплом как лучшему педагогу. Настя Арутюнян на конкурсе была единственной народной исполнительницей из всей духовой группы, с нами в одной номинации были трубачи, саксофонисты — исполнители на оркестровых инструментах. К концу мероприятия мы все были довольные и уставшие. Ребёнок выступал где-то в районе 8 часов вечера, в самой старшей группе, к слову, Настя — моя первая выпускница отделения духовых народных инструментов. Обсуждение результатов задержалось на час, и награждение началось только в 21.30. Духовиков наградили в последнюю очередь, и в итоге мы доехали из Могилёва в Минск в 2 часа ночи.

— Участвовала ли ты с учениками до этого момента раньше, если да, то где?

— До этого я ездила с учениками в Брест для участия в достаточно рейтинговом соревновании, после победы в котором ученики освобождаются от оплаты занятий в школе.

— Как пришла идея самой воспитывать юные дарования?

— Сказать по правде, раньше я не очень хотела преподавать. Мне папа говорил: «подожди, успеешь, не торопись», а мама, наоборот, хотела, чтобы я как можно скорее пошла работать. И я это сделала, как только мне исполнилось 19 лет. Сначала было дико трудно, потому что я не знала, как работать с детьми, и поэтому первоначально не все ребята меня воспринимали как педагога. Но со временем я поняла: чтобы заниматься с ребёнком, нужно чувствовать его характер и понимать его взгляд, и тогда он начинает слушать и видит в учителе авторитет, понимает то, что от него хочет педагог. Ребёнок – это не друг, чтобы болтать с ним на уроке, а человек, с которым нужно работать на хороший результат и идти к цели. Когда ко мне приходят дети, я интересуюсь, зачем они хотят научиться играть на инструменте. Если кто-то из них мне отвечает, что просто «для себя», я недоумеваю и спрашиваю: «А как это «для себя»? Просто закрыться в классе и играть, или где-то выступать, или развлекать близких домашним музицированием?»

— Расскажи, кто из педагогов оказал самое большое влияние?

— Наверное, родители. У меня и папа, и мама музыканты. Мама проработала много лет директором музыкальной школы, как и отец. Когда я была маленькой, я всегда видела, как моя мама занималась с учениками и вызывала их к себе домой, возила ребят на различные конкурсы. Я слышала разговоры в семье о работе, о музыке, я смотрела многие конкурсы в живую.

— Что нужно, чтобы вырастить настоящего музыканта? Каким должен быть хороший педагог? Используешь ли ты какие-нибудь методики, или находишь свой, индивидуальный подход?

— Я руководствуюсь собственным опытом. Я не использую методики и книги, учу играть так, как я сама училась. С духовыми инструментами я столкнулась не с самого детства, а уже овладевала ими в более сознательном возрасте. Все нюансы в разучиваемых произведениях я объясняю им подробно детским языком. Иногда даю знания из предмета сольфеджио, но заумными терминами не пользуюсь, безусловно. Я учу, что музыка – это не просто ноты, ведь ноты – это всего лишь фундамент. Я обучаю детей, развивая их образное мышление. Если прошу играть «Полацкi сшытак», прежде всего заставляю представлять ученицу в образе княгини в старинном замке, в красивом платье, на балу. Ученик должен представлять, про что он играет, рисовать в голове картинку.

— Легко ли работать с одаренными детьми? Как ты определяешь талант ребёнка?

— По-моему, посредственность юного исполнителя – это неумение отличать быструю и медленную музыку, попытка играть её с одинаковым выражением лица. В музыке нельзя научиться всему и сразу, почти так же, как в иностранных языках: сразу весь язык в голове не уложится, нужно время но, конечно, не один день и не два. Просто кто-то выучивает язык за один-два года, кто-то меньше. Музыка — это трата времени сил и энергии, причём не только моих, но и детей. Я не могу заниматься с учеником, когда вижу, что ему это не нужно. Но когда ученик сам под впечатлением от занятий заряжается энергетикой – одновременно радуюсь и я сама. Хороших учителей, по сути дела, сегодня мало, и ученики должны ценить время и опыт от занятий с ними. И педагогу, и ученику ко всему нужно подходить с любовью.

— В какой мере нужно давать нагрузку ребёнку?

— Ни в коем случае нельзя нагружать ребёнка только музыкой. У него должно быть личное время и пространство. Если видите, что музыка ему даётся лучше, то ей следует уделять чуть больше времени. В свою работу в классе я вкладываю все силы, но если ребёнок не будет заниматься дома, то ничего не получится. Всё зависит от природных данных и желания. Если ученик интересуется музыкой, он будет её много слушать, читать про инструменты, про композиторов, развиваться. Если бы моим ученикам не нужно было участие в конкурсе, я бы их не заставляла. А если ребёнок без конца повторяет мне о желании участвовать в конкурсе, я предлагаю ему много разных вариантов. Я не буду натаскивать того, кому это не нужно. Ребёнок должен сам почувствовать, что он может и умеет, а одни мои отданные собственные силы никакого результата не дадут.

 

— Как прививать хороший вкус ребенку, какую музыку ему ставить слушать? С какого возраста лучше всего начать знакомить его с музыкой?

— С самого раннего детства, но классическая музыка ведь тоже бывает разной. Бесполезно ставить ему в три года Вагнера – он его музыку не поймёт. Можно послушать Гайдна, Моцарта, Бетховена, Баха, но опять же – не слишком сложные, желательно самые известные произведения. Самое главное – не забывать прививать ребёнку любовь к национальной музыке. Можно ставить музыку разных народов мира, чтобы ребёнок мог отличать белорусскую музыку от армянской, украинскую от грузинской и арабской. На моем опыте я столкнулась с тем, что дети не могут отличить баян от гармошки и фортепиано от пианино, не знают названий инструментов и спрашивают меня, мол, а что это за палка, на которой вы играете? Сегодняшние дети даже не знают, что значит дудеть! И поэтому надо давать детям читать книжки, можно в стихотворной форме и примерно с таким содержанием: вот папа-контрабас, мама-виолончель, две дочки – скрипка и альт, а все вместе – семья струнных смычковых и тому подобное. Нужно давать базовые знания о музыке, точно так же, как про оказание первой помощи. Конечно, помощь родителей также играет немаловажную роль. Для себя можно начинать учиться играть с любого возраста. Но идти в музыкальную школу раньше 6 лет я бы не советовала. Но не исключено, в мире есть такие дети, в которых заложен талант с рождения.

 — Кем ты себя больше ощущаешь — исполнителем или педагогом?

— На данный момент я считаю себя больше исполнителем, но всё же педагогическая деятельность мне нравится. Хотя всё же школа обязывает подчиняться определенной системе и учить с детьми ту программу, которая является образцовой. В школе я трачу много времени на бумажки и документацию, а мне больше хочется творить.

— О чем ты сейчас мечтаешь? Хотелось бы тебе преподавать народные инструменты в учебных заведениях средних и высших звеньев?

— Мне искренне жаль, что часто преподаватели той же БГАМ не воспринимают народные духовые инструменты как достояние национальной культуры. Там до сих пор никому не приходит идея открыть класс дудки или жалейки по аналогии с классом дудука или шви в Армении, сопилки на Украине, ная в Молдове. Скажу сразу, что народное происхождение дудки и жалейки не обязывает играть только белорусскую народную музыку. Многие думают: а дудка — это что? «Як без дудкi, без дуды ходзяць ногi не туды, тупа-тупа…» и т. д.? На своем исполнительском опыте я продолжаю доказывать, что на белорусских народных духовых можно исполнять любую музыку: и мировые хиты, и классику, и джаз. Главное — проявлять фантазию и исполнять то, что нравится, подбирать инструменты по настроению произведения. Например, я уже разучиваю на дудуке песни Адриано Челентано и Стинга. В дальнейшем я мечтаю смешивать в своих соло оркестровые и народные инструменты, например саксофон и дудук, и даже записать сольные композиции с таким звучанием. Я всё же надеюсь, что когда-нибудь класс народных духовых введут и в средних музыкальных учебных заведениях. Пока оно есть только в Минске, а в Бресте, Могилёве, Витебске об этом отделении вообще не знают. Минск пошёл развиваться вверх, потому что там появились любители своего дела, я — одна из них. И жаль, что в Беларуси духовики-народники, выпускаясь из высших учебных заведений, впоследствии продают свои инструменты.

— Каринэ, ты добилась немалых успехов и как музыкант, и как педагог, стала популяризатором народных инструментов и музыки. Дай несколько советов, как достичь успеха?

— Человек в первую очередь должен использовать время для саморазвития и начать с себя, а не списывать на окружающих людей и неудачи. Касательно любой профессии, будь то врач, бизнесмен или продавец, если он сам не возьмется и не начнет работать, результата не будет. Тут дело во внутренней среде, чувстве ответственности, воспитании. Не люблю, когда успешность человека списывают на его национальность. Я после окончания БГУКИ 3 года не могла устроиться на работу, но сейчас на меня смотрят по-другому, особенно, когда я просто вываливаю в кучу перед администрацией все награды – и свои, и учеников. Я горжусь тем, что своё портфолио я собрала сама. За мной не стояли никакие крутые влиятельные люди и меня никто не продвигал. И надеюсь на новые предложения и перспективы, которые будут меня вдохновлять к творческому пути на новом месте работы.

Надежда ТУЛИНОВА

Поделитесь ссылкой: