Скульптурный облик А.В.Богатырёва воплотила Рипсиме Геворкян

Новое произведение искусства — скульптурный бюст выдающегося композитора Анатолия Васильевича Богатырёва украсило Белорусскую государственную академию музыки в самый разгар Научных чтений памяти Л.С.Мухаринской, проходивших с 4 по 7 апреля. Оно пополнило художественную галерею, расположенную перед входом в большой зал Академии. А автором данного шедевра стала молодой скульптор, о таланте и богатом художественном воображении которой уже неоднократно упоминалось в публикациях «Миасин». Бюст А.Богатырёва в дар белорусскому храму музыки преподнесла дипломант Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи Рипсиме Геворкян.

Анатолий Богатырёв оставил глубокий след в формировании национальной композиторской школы Беларуси и белорусской музыкальной культуре. Главными его идеями в творчестве стали воплощение в профессиональной музыке белорусских народнопесенных интонаций. Композитор таким образом стремился отразить характерные стороны жизни белорусского народа. Глубоким национальным колоритом, бытовой тематикой и любовью к родине проникнуты его опера «У пушчах Палесся», кантата «Беларускiм партызанам», романсы на стихи М.Богдановича, Я.Купалы, обработки белорусских народных песен. Круг образов в музыке Богатырёва был необычайно широк. Композитор с мастерством подчинял себе любой жанр произведения и воплощал разные сюжеты в музыке. Шедеврами белорусской музыки на все времена останутся его опера «Надежда Дурова», кантата «Сказ о Медведихе», две симфонии, концерты для виолончели и контрабаса с оркестром, романсы на стихи У.Шекспира, А.Пушкина, А.Ахматовой.

Значительную часть своей жизни Анатолий Васильевич посвятил преподавательской деятельности в Белорусской государственной консерватории, с 1948 по 1962 годы являясь её директором. Основная миссия композитора заключалась в налаживании процесса обучения студентов в послевоенные годы. С 1949 года Богатырёв преподавал на кафедре композиции, а с 1967-го на протяжении 30 лет был заведующим этой кафедрой. У Анатолия Васильевича обучались многие известные композиторы Беларуси: Е.Глебов, И.Лученок, Д.Смольский, Л.Захлевный, В.Солтан и др.

Рипсиме Геворкян воплотила в гипсе образ Анатолия Богатырёва зрелого периода его творческой деятельности, который пришёлся на 50-60-е годы. Скульптор сосредоточилась именно на этой вехе жизни композитора, ведь, тогда Богатырёв всего себя отдавал консерватории, будучи её директором. Анатолием Васильевичем было многое сделано и в плане обустройства консерватории, и в формировании образовательной структуры, и в воспитании новых мастеров искусства. Он заботился о строительстве нового здания, которое по сей день в центре Минска, на Интернациональной, принимает у себя всё больше новых студентов. Благодаря ему в этом здании появилась огромная люстра для большого зала, орган. Большой вестибюль, который по тем временам считался роскошью, также был идеей Богатырёва. При нём были открыты кафедры народных инструментов и оперной подготовки, оперная студия, аспирантура. А.В.Богатырёв укреплял профессорско-преподавательский состав, приглашая в Минск преподавателей из Москвы. Композитор считал, что каждый преподаватель, независимо от его специализации, «должен быть полноценным сольным исполнителем».

Скульптурный облик Анатолия Васильевича Богатырёва показан Рипсиме Геворкян точно, глубоко и многогранно. У неё Богатырёв предстаёт перед нами серьёзным и одновременно спокойным, каким и подобает выглядеть выдающемуся композитору, директору консерватории — и одновременно педагогу, наставнику, воспитатель нескольких поколений музыкантов. Самая яркая черта лица — взгляд — показан серьёзным, проницательным, углублённым в работу. Как писал сам композитор, «усе гэтыя гады былi вельмi напружаныя, прыходзiлася разлiчваць кожную хвiлiну. Адначасова я пiсаў музыку…» И в то же время мягкое выражение лица делает этот взгляд спокойным и мудрым, и, таким образом, у Геворкян в скульптуре Богатырёва доминирует образ наставника и заботливого педагога, молча анализирующего выполненные домашние задания своих учеников. Анатолий Васильевич был преданным последователем своего учителя В.Золотарёва, ученика Н.Римского-Корсакова и М.Балакирева, и продолжал традиции Петербургской консерватории. Богатырёв заставлял студентов много сочинять, требовал от них отдачи в их самостоятельной работе и постоянного творческого горения: «У творчым працэсе не ўсё залежыць ад настаунiка. Шмат што залежыць ад асобы вучня, яго здольнасцей, стараннасцi…». Не менее важными для себя и студентов Богатырёв считал занятия анализом музыкальных произведений композиторов различных стилей и школ. Композитор стремился познакомить будущих музыкантов с необъятным миром музыки в её историческом развитии. Рипсиме Геворкян раскрыла образ опытного мастера, передающего свои знания последующим поколениям. Её Анатолий Васильевич смотрит далеко в будущее музыки Беларуси — и ведёт к этому будущему молодые дарования. В скульптурном изображении видится не только зрелый, серьёзный, оценивающий, анализирующий произведение, но и спокойный, добрый и мудрый наставник, рядом с которым можно мысленно посадить юного музыканта и напротив обоих поставить инструмент с нотами. Этот величайший человек, проживший долгую и плодотворную жизнь осуществил второе рождение Белорусской консерватории и стал неотъемлемой е частью почти на полвека. И с апреля этого года он будет встречать студентов и зрителей концертов в Большом зале БГАМ благодаря таланту и любви к искусству Рипсиме Геворкян.

К слову, это не первая работа Рипси, подаренная Белорусской государственной академии музыки. Годом ранее её галерею пополнили туфовая скульптура Комитаса «Вардапет» и два барельефа.

Закончить хотелось бы напутственной фразой Анатолия Васильевича применительно ко всем своим младшим современникам: «Главное, чтобы человек был настоящим музыкантом, пусть и не композитором». Пожелаем Рипсиме Геворкян успехов и в будущем вырасти не просто скульптором, а настоящим Художником с большой буквы!

Надежда ТУЛИНОВА

Поделитесь ссылкой: