Армен Багратович Григорьянц

Материал подготовлен Фондом «АНИВ» при поддержке бренда «АрАрАт» в рамках проекта по изданию календаря «Армяне в Беларуси».

Армен Багратович Григорьянц − яркий театральный художник Беларуси XX в., заслуженный деятель искусств Беларуси (1955 г.).

К сожалению, сведений о жизни А.Б. Григорьянца до его приезда в Беларусь немного. Родился Армен Багратович 28 сентября 1918 г. в Андижане (Узбекистан). В 1939 г. окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище. Как театральный художник работал в театрах Ташкента, Вильнюса, Киева, Днепропетровска, Еревана, Москвы, приглашался на постановки в другие города СССР.

В 1953 г. Армен Багратович Григорьянц приехал в Беларусь, с которой были неразрывно связаны последние 23 года его жизни и творчества. С 1953 по 1962 г. он – художник-постановщик Государственного русского драматического театра имени М. Горького. С 1962 по 1976 г. – главный художник Театра имени Я. Купалы (сейчас − Национальный академический театр имени Я. Купалы).

Кроме того, Григорьянц сотрудничал с киностудией «Беларусьфильм»: был художником-постановщиком таких художественных фильмов, как «Кто смеется последним?» (1954), «Белорусский концерт» (1955), «Полесская легенда» (1957), «Красные листья» (1958), которые пользовались огромным успехом у кинозрителей. Работал Армен Багратович и для Государственного театра оперы и балета Беларуси, на сцене которого в его сценографии в 1968 г. были поставлены «Богема» Дж. Пуччини и «Риголетто» Дж. Верди.

Навсегда в историю театрального искусства Беларуси вошли такие яркие спектакли в оформлении Армена Багратовича, как «Хитромудрая влюбленная» Лопе де Вега (1952), «Король Лир» У. Шекспира (1953), «Брестская крепость» К. Губаревича (1954), «Хитрости Скапена» Ж.-Б. Мольера (1955), «Мертвая схватка» Дж. Голсуорси (1956), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1957), «Иркутская история» А. Арбузова, «Венецианские близнецы» К. Гальдони (1960), поставленные на сцене Театра имени М. Горького.

Среди спектаклей Театра имени Я. Купалы, над сценографией которых работал А.Б. Григорьянц, необходимо отметить следующие: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1953), «Нора» Г. Ибсена, «Огненный мост» Б. Ромашова (1954), «Соловей» Зм. Бядули (1956), «Забытый всеми» и «Чудак» Н. Хикмета (1958, 1964), «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе и Р. Лордкипанидзе (1965), «На дне» М. Горького и «Рудобельская республика» по мотивам С. Граховского (1968), «Золотая карета» Л. Леонова (1971), «Трибунал» А. Макаёнка (1971), «В ночь затмения луны» М. Карима (1972), «Лестница славы» А. Скриба (1972), «…Забыть Герострата!» Г. Горина (1974), «Игра с кошкой» И. Эркеня (1976) и др.

Современники так отзывались о работе Григорьянца: он не оформляет спектакль – он создает его вместе с режиссером и артистами. И не раз, еще до начала действия на сцене, когда занавес только раздвигался, в зале раздавались восторженные аплодисменты – так зрители выражали свое восхищение декорациями художника.

А. Григорьянц известен не только как сценограф, но и как режиссер-постановщик двух знаковых спектаклей в истории театрального искусства Беларуси: «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта (1962) на сцене Государственного русского драматического театра имени М. Горького и «Волшебная дудка» В. Вольского (1968) на сцене Белорусского республиканского театра юного зрителя.

С 1958 г., параллельно с творческой работой, А.Б. Григорьянц преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, среди его учеников – знаменитые белорусские сценографы Евгений Волков и Борис Герлован.

Умер Армен Багратович 24 марта 1976 г. в возрасте 58 лет. Похоронен на Северном кладбище Минска.

Значительная часть творческого наследия художника – его эскизы к декорациям и костюмам разных спектаклей – хранятся в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси в Минске, несколько работ художника представлены в основной экспозиции музея.

В настоящее время Фонд «АНИВ» реализует научно-исследовательский проект по подготовке и изданию энциклопедии «Армяне в Беларуси». Если у вас имеется информация об армянах, оставивших заметный след в белорусской истории: политиках, хозяйственниках, военачальниках, учёных, театралах, музыкантах и других — вы можете оказать содействие данному проекту, отправив её на электронный адрес: foundation.aniv@gmail.com

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: