Музыка, песок и «парящий» Шагал

Проект музыканта и искусствоведа Сюзанны Степанян «Услышать живопись и увидеть музыку», который она развивает уже не один год, начинал свой путь от скромных сценических площадок небольших кафе. Его концерты ранее носили скорее  камерный облик, характер домашних вечеров. И вот, наконец, проект вырос до серии из крупных концертных событий, и настал тот момент, когда весь Минск узнал и оценил перформансы синтеза живописи и музыки. 6 октября в минском концертном зале «Верхний город» состоялся первый крупномасштабный концерт проекта Сюзанны Степанян — «Цветные сны Марка Шагала». Мероприятие было приурочено к 130-летнему юбилею художника еврейского происхождения, уроженца Витебска.

Каждый концерт, который организовывает Сюзанна Степанян, всегда предполагает преподнесение сюрпризов и новых явлений для зрителей. На этот раз было принято решение в точности воплотить в реальность главное желание Марка Захаровича — «парить» в небесах, обозревая весь окружающий его мир. Это удалось благодаря участию в музыкальном вечере мастера песочной анимации, основательницы первой студии данного вида искусства в Беларуси Ольги Радецкой. Картины Марка Шагала — «Над городом», «Париж из окна», «День рождения», «Время — река без берегов», » Влюблённые и красный петух», «Давид и Вирсавия», «Скрипач на крыше» — оживали, рождаясь из песчинок различных цветов, как по волшебству, под куполом концертного зала «Верхний город». Ольга Радецкая, внимательно вслушиваясь в музыкальное сопровождение, так рассыпала песочные линии и пятна на своём прозрачном столике, что казалось, в песке различных цветов оживает ритм длительности — само время в музыке. В трактовке живописи Шагала Ольгой Радецкой воплотилось то, о чем  Бакст писал: «Цвета Шагала поют и передают характер и эмоциональное состояние звучащего фрагмента». Новаторские, таинственные, с характерными причудливыми образами летающих людей и животных над городами, высоко-высоко в небе —  картины калейдоскопически сменялись одна другой. Каждый образ, будь то люди, петух, рыба — символизировали каждую новую историю в жизни Марка Захаровича, которую непременно сопровождала музыка. А музыка в жизни и творчестве Шагала была всегда — начиная с детства и заканчивая последними днями.

Тема роли музыки в жизни художника, связи музыки с его живописью для Сюзанны Степанян стала главной, и об этом  она решила  поведать зрителям. Сюзанна рассказала о том, как Марк Захарович мог слушать радио и невольно самому затягивать мелодию, если работа у него шла на лад. Упомянула, почему художник так часто изображал скрипку и скрипача на своих полотнах: на этом инструменте любил играть его дядя, и сам Шагал в детстве играл на скрипке в беседе, когда за праздничным столом собирались гости. Также зрители «Верхнего города» услышали, что же связывало Марка Шагала с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Своё восприятие мира художник определял тремя словами: «Моцарт, Бог, цвета». Шагал посвящал великому композитору свои картины и в своей фантазии «превращался в волшебную флейту», слушая, как «нежно и умиротворенно сливаются моцартовы аккорды с созвучиями Баха».

Включив в концерт квинтет Amadis Brass — тот коллектив, где играют без исключения медные духовые, Сюзанна Степанян постаралась воссоздать уличную атмосферу Витебска, где когда-то, в детской памяти Марка Шагала, играли оркестры из еврейских музыкантов-клезмеров. Именно в еврейском, «местечковом» инструментальном прочтении валторнист Павел Кунц, тромбонист Андрей Михалевич, трубачи Дмитрий Горбачук и Александр Антонович, тубист Виктор Яриновский и перкуссионист Михаил Константинов смогли исполнить произведения разных зарубежных авторов, в том числе и любимых композиторов Шагала — «Маленькую ночную серенаду #13» В. А. Моцарта и Фугу соль минор «Die Kleine» И. С. Баха.

Автор проекта Сюзанна Степанян

Автор проекта Сюзанна Степанян

Поскольку таинство игры у Марка Шагала тесно связано с молитвенным, духовным началом, на концерте преимущественно звучала медленная музыка, призывающая к размышлению, способная заставить слушателя уйти в себя и на время стать отрешенным от окружающего мира — «Адажио Альбинони», тема из кинофильма «Список Шиндлера» Джона Уильямса, «Танго. Забвение» Астора Пьяцоллы. В «Адажио» блестяще исполнил сольную партию трубач Дмитрий Михнович. Однако были и исключения: помпезно, торжественно и величаво звучала «Музыка на воде» Г. Ф. Генделя, а в это время Ольга Радецкая, безусловно, творила «музыку на песке».

Марк Шагал. «После потопа Ной предлагает жертву Богу». 1931 г.

Марк Шагал. «После потопа Ной предлагает жертву Богу». 1931г.

Колоритным и забавным представлением стало исполнение участниками квинтета «Если бы я был богатым» из мюзикла Джерри Бока «Скрипач на крыше», где каждый из музыкантов выходил на сцену один за другим, и партии их инструментов по очереди вступали, в итоге образуя полноценное ансамблевое tutti.

И даже к Марку Шагалу Сюзанна Степанян нашла применение своим армянским корням. В программе концерта прозвучала песня Комитаса Krunk в обработке для духового ансамбля, а скрипачка Ирина Кнауэр выразительно и проникновенно провела тоскливую и томную мелодию песни.

Думаю, 6 октября нынешнего года станет для Сюзанны Степанян особенным в её жизни днём, поскольку «Цветные сны Марка Шагала» в этот день собрали полный зал до отказа — в «Верхнем городе» был настоящий аншлаг. Задумка талантливого искусствоведа переживает первый крупный успех, и надеемся, что он у неё будет далеко не последний!

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: