Ерванд Кочар: армянской кистью в мировом искусстве

Гений, создавший пластико-художественное направление пространственной живописи, армянский художник и скульптор, чье открытие проложило новую тропу в мир современного искусства. Ерванд Кочар перевернул и видоизменил мир искусства с XX века и по сей день.

Ученик Е.Татевосяна, художник, чей вклад в мировую живопись неоспорим – Ерванд Кочар родился в 1899 г. В Тифлисе в семье виноторговца Симона Кочаряна. С детства занимался рисованием и скульптурой и в возрасте 12 лет открыл свою первую художественную выставку.

В 1918 г. поехал в Москву, где поступил в Свободную художественную мастерскую (в будущем Вхутемас), учился у Петра Кончаловского. В 1921 г. уехал в Венецию, где преподавал рисование в школе при армянском монастыре Святого Лазаря.

По приглашению посетил в 1923 г. Париж и влюбившись в творческую свободу этого города, остался на долгих 13 лет. За все время пребывания в столице Франции организовал 5 персональных выставок и участвовал в многочисленных художественных проектах, имеющих эпохальное значение. «Уже в ранних произведениях, а также в работах парижского периода проявились его символистские пристрастия – в укрупненно-монументальных, приглушенно-таинственных по тону фигурных композициях и натюрмортах, выражающих «вечные темы» человеческого бытия («De profundis», 1919 г.; «Семья – поколения», 1925 г.; «Девушка с яблоком», 1926 г.»).

Открытию всей жизни великого творца было суждено родиться в Париже, именно там Ерванд Кочар создал новое пластико-художественное направление в живописи «Penture dans l’espase» («Пространственная живопись»), которое заключает в себе время, как дополнительное четвертое измерение.

Художник написал в книге о теории живописи: «Ценность и красота картины не в том, что на ней изображено, а в том, что не изображено и таится за изображением. Все видимое в картине всего лишь ремесло. Миссия художника – показать невидимое. Вот в чем магия искусства». Французский искусствовед Вальдемар Жорж сказал о Ерванде Кочаре: «Его творчество нужно рассматривать в контексте развития современного искусства, которое за несколько лет преобразила все наше представление о живописи и перевернула мир».

Ерванд Кочар стал членом Парижской школы художников, подарив свою жизнь искусству. Искусство отплатило ему тем же: оно поставило имя Кочара в один ряд с великими художниками, диктовавшими ход событий в европейском авангарде и всемирном изобразительном искусстве XX века.

Ностальгия по родине и коммунистическая пропаганда побудила художника в 1936 г. вернуться в Советский союз. Это решение стало непонятным для французских соратников Ерванда Кочара. Зачем художнику, имеющему имя, признание, семью и авторитет, уезжать из Парижа? Будет не лишним отметить, что в Париже он выставлялся вместе с Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Фернаном Леже. Возвращение в СССР сразу зажало его в тиски строгих советских устав, которые не позволили художнику вступить в ряды Союза художников Грузии, где он намеревался применить свои смелый и яркий почерк в мире искусства. Тогда художник принял решение перебраться в Ереван, где в 1937 г. вступил в Союз художников Армении с желанием изменить мир искусства.

После отъезда Ерванда Кочара из Парижа, его жена Мелине старалась делать все, чтобы имя ее мужа не забылось. Благодаря ее усилиям, его работы продолжали выставляться. Она и многие представители парижской интеллигенции с большим упорством старались устроить возвращение художника в Париж, однако «железный занавес» всячески препятствовал их встрече. Они пыталась устроить выставку Ерванда Кочара, с которой он смог бы приехать. После многолетней борьбы, спустя более 20 лет, в 1955 г. в Париже удалось провести выставку работ, однако, на ней были представлены лишь произведения, оставленные художником во Франции.

Ни самого Ерванда Кочара, ни его новые работы в Париж вывезти не удалось. И больше никогда художнику не удалось встретиться с этим городом и с Мелине, которая в 1966 г. покончила жизнь самоубийством.

Вскоре мастер был обвинен в формализме, что в то время считалось синонимом «врага народа». Но даже репрессии не смогли не повлиять на творчество талантливого художника и весь этот период он не переставал создавать новые шедевры. В эти годы были созданы полотна «Экстаз» (1960 г.), «Ужасы войны» (1962 г.), монументальные скульптуры «Орел Звартноца» (1955 г.), «Меланхолия» (1959 г.), «Муза кибернетики» (1972 г.), «Вардан Мамиконян» (1975 г.) и ставший символом Еревана – «Давид Сасунский» (1959 г.).

О последней работе Ерванд Кочар сам говорил: «Я долго вынашивал этот образ и ждал, когда смогу создать его. И вот как-то мне позвонили и предложили изваять скульптуру. Было это в 1939 г., когда решили отметить тысячелетие народного эпоса о Давиде Сасунском. Десять веков было в запасе, а мне предложили, когда до юбилея оставалось полтора месяца…».

В его работах не найти прямых намеков и сходств с реальными персоналиями, художник умышленно отходит от конкретики, чтобы предложить зрителю свою трактовку.

О своих работах сам художник говорил: «Микеланджело создал пленников мышечной мощи окованными, я же создал пленников, окованных мыслями». В произведениях Ерванда Кочара по-особенному представлены пропорции вечного бытия жизни и смерти. Он задумывается о разрушительной силе человеческой цивилизации, о дисгармонии человека и природы, о варварском потреблении ресурсов. Философские размышления художника сводятся к одной идее: преобразуя созданный Богом мир, человеку придется отвечать за свои деяния.

Ерванд Кочар был гоним, страдал, ощутил на себе сладкие и едкие взгляды толпы, как и многие заурядные гении, был костью в горле у правителей всех мастей. Отсидел, пройдя через пыточные камеры. Об этом свидетельствует частичная потеря слуха и не только. Но он всегда был свободен и творил в пространстве и во времени.

Ерванд Кочар скончался в 1979 г. на своей родной земле. Сегодня его произведения украшают стены музеев и галерей многих стран, в том числе Лувра, музеев Манчестера, Лондона. С 1984 г. в Ереване был открыт музей его имени.

Мариам ПЕТРОСЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: