«Весенняя» соната для любимого педагога

Лауреат международных конкурсов Мартин Тиракян (скрипка) принял участие в концерте в честь Ольги Пархоменко (1928-2011) – профессора Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) и Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского. Она внесла значительный вклад в белорусское исполнительское искусство и создала украинскую скрипичную школу. Мероприятие, посвященное ее памяти, прошло в Белгосфилармонии 26 января в Малом зале им. Р. Ширмы. В концерте также выступил заслуженный артист Беларуси Юрий Гильдюк (фортепиано).

Программу концерта составили сонаты для скрипки и фортепиано В.А.Моцарта и Л.Бетховена. Как отметила ведущая мероприятия, все скрипичные произведения в жанре сонаты, написанные этими композиторами, неоднократно исполнялись Ольгой Пархоменко на сцене Белгосфилармонии. Поэтому именно эти произведения предназначены к почтению памяти выдающегося скрипача и педагога.

Скрипач Мартин Тиракян родился в 1967 г., в Ростове-на-Дону. Он – лауреат Всероссийского конкурса скрипачей и виолончелистов, выпускник БГАМ (класс О. Пархоменко и В. Зеленина). Проходил обучение в аспирантуре Академии Моцарта в Зальцбурге (Австрия) и в Гронингене (Нидерланды). С начала 1990-х годов Тиракян работал в Государственном камерном оркестре Республики Беларусь, концертировал в составе камерных ансамблей Швеции, Португалии и США. В 2003 году энциклопедия «Кто есть кто: Беларусь» включила имя Мартина Тиракяна после его выступления с сольным концертом в Минске.

Программа была разбита на два отделения, в каждом из которых отводилось место музыке определенного композитора. И неспроста, ведь музыкальная составляющая концерта вобрала в себя две различные сферы чувств и образов: мрачную, наполненную грустью и сожалением в связи с уходом человека в другой мир, – и светлую, олицетворяющую подлинный праздник музыки в честь белорусского и мирового скрипичного искусства.

Данью памяти Ольги Пархоменко в первом отделении стало исполнение Мартином Тиракяном и Юрием Гильдюком сонат для скрипки и фортепиано Ми минор (# 304 по каталогу Кёхеля, далее — KV) и Соль мажор (KV 301) из серии сонат Моцарта, написанных в Париже после переезда композитора из Мангейма в 1778 г. Соната Ми минор как нельзя кстати отвечала теме концерта. Согласно внутреннему образному содержанию сонаты, в ней усматривается то ли переживание Моцартом расставания с его возлюбленной Алоизией Вебер, то ли чувство одиночества в новом, чужом для него городе. В нашем случае – звучание произведения в исполнении Тиракяна заставило почувствовать необратимую потерю человека, мастера, наставника и последующее ощущение одиночества и невосполнимости утраты. Игра Тиракяна полностью отвечала выражению знаменитого исследователя творчества Моцарта Г.Аберта: «Во всей сонате… нет ни одного такта, который не был бы пережит пылким сердцем». Скрипач пронзил сердца зрителей глубоко трагичными звуками и донёс пессимистичный характер произведения.

Второе отделение стало глубоким контрастом первому, ведь место в нём отводилось раннему Бетховену, тогда ещё опиравшемуся на традиции Моцарта и других своих предшественников – подлинных фигур музыки классицизма: Й.Гайдна, К.Глюка, но уже привносившему много нового в свои сочинения. В ранний период творчества Бетховен создал множество сочинений разных жанров. Среди них были и камерные ансамбли, в том числе скрипичные сонаты. Их музыка носит характер «дивертисментов», исполнявшихся в придворных салонах. Две из таких сонат были представлены во втором отделении концерта – «Весенняя» Фа мажор ор. 24 (1801) и Соль мажор ор. 30 #3 (1803). Своей простотой, живостью и оптимистичным звучанием они изменили настроение зрителей и заставили посмотреть на тему концерта с другой стороны. Исполнением этих сонат Мартин Тиракян и Юрий Гильдюк поведали зрителям, как разнообразно Бетховен в своей музыке мог изобразить жизнелюбие и радостное состояние, как, несмотря на любые невзгоды, жизнь продолжается во всех уголках земли и среди различных слоёв общества. «Весенняя» соната, классически простая, красивая, изящная, «идиллически безмятежная» по Альшвангу, несла в себе характер придворного торжества. Заметим, что посвящена она графу Морицу фон Фризу, устраивавшему в своём дворце музыкальные вечера, на которых выступал Бетховен.

Соната Соль мажор рисовала живую и пёструю картину сельского праздника и отличалась порой даже танцевальностью. К слову, когда эти скрипичные сонаты создавались Бетховеном, для композитора уже начался тот тяжёлый период, когда он почувствовал признаки глухоты; но даже в такое сложное время Бетховен не сдавался и продолжал творить во имя победы жизни и торжества света над тьмой.

Такую мысль, собственно, и хотел подтвердить дуэт скрипача и пианиста. Ольги Пархоменко нет с нами уже 6,5 лет, но и имя, и её дело, и переданные ею мастерство и опыт своим многочисленным ученикам, работающим сейчас в разных странах мира, до сих пор живут.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: