Преданные Армении и благодарные Беларуси

Выставка современных армянских художников, проживающих в Беларуси, открылась 12 июня в Минской художественной галерее им. М.Савицкого. Она была посвящена 25-летнему юбилею установления дипломатических отношений между Арменией и Беларусью. Посетителям экспозиции были представлены работы художников и скульпторов Спартака Арутюняна, Рипсиме Геворкян, Игната Мельниченко-Налбандяна и Сергея Саркисяна.

На мероприятие в один из выставочных залов галереи прибыли члены армянской дипмиссии, а так же представители дипкорпусов многих других стран. Ведущей события стала директор галереи Галина Ладисова. Выставку торжественно открыли выступления Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Армения в Беларуси Олега Есаевича Есаяна и постоянного представителя Республики Беларусь при ООН Андрея Вадимовича Дапкюнаса. Сторонами было отмечено значительное развитие дипломатических отношений между двумя странами. Особенно улучшение взаимообмена наблюдается в последние годы — в области торговли, образования и культуры. После армянский фольклорный ансамбль «Эребуни» исполнил танец, положенный на музыку А.Спендиарова «Энзели». Солистки коллектива Ольга Богушиньска, Юлиана Мелкумова, Диана Ерицян, Кристине Оганнисян и Наежда Тулинова танцевали лицом к установленным армянскому и белорусскому флагам, чем подкрепили идею преданности диаспоры исторической родине на белорусской земле, а также — идею благодарности Беларуси, подобной второму дому, который принял в трудные годы армян как своих детей.

Художник и скульптор Спартак Арутюнян (слева)

Художник и скульптор Спартак Арутюнян (слева)

Значительную часть выставочного зала заняли полотна и репродукции скульптур известного художника Спартака Арутюняна. В центре экспозиции, между флагами двух стран, разместился «Памятник Библии», установленный в Арцахе. Его окружили две фоторгафии других произведений — «Источник», также находящийся по сей день в Шуши, и недавно установленный бюст памяти маршала И.Х.Баграмяна. Гораздо большим количеством картин выделялась на выставке сфера живописи Арутюняна.

Спартак Арутюнян, натюрморт "Скрипичная музыка"

Спартак Арутюнян, натюрморт «Скрипичная музыка»

Среди них доминировали натюрморты (их было 5), с их оригинальными формами ваз и растворяющимися цветами, и пейзажи на тему природы Армении (4), самый ранний и яркий из них датирован 1991 годом.

Особняком от них стояло произведение, имевшее первоначально название «Вечность», но сменившее имя на более символичное, основанное на легенде — «365 зёрнышек граната» — разломанный плод граната, излучающий свет на хрустальном блюде. Неизменной темой в творчестве Спартака Арутюняна всегда была музыка. Но и музыкальная тема не отрывается от связи с Арменией, в частности, в картинах «Танец плодородия» (основана на «Танце розовых девушек» из балета «Гаяне» А. Хачатуряна) и «Саят-Нова».

Спартак Арутюнян "Танец плодородия"

Спартак Арутюнян «Танец плодородия»

Работы, выполненные с не меньшим мастерством и великой душой, привезли представители молодого поколения. В первую очередь хотелось бы отметить скульптуры дипломанта Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи Рипсиме Геворкян. Рипсиме были отобраны самые важные работы на армянскую тематику, созданные на протяжении всего небольшого, но уже такого насыщенного творческого пути и завоевавшие симпатии посетителей и организаторов республиканских выставок. От «Оровела» до «Вселенной Сергея Параджанова» проносятся перед посетителем 6 лет быстрого и динамичного творческого роста Рипсиме Геворкян. Ведь, ещё в гимназии-колледже им. И.Ахремчика девушка опережала своих сверстников, избирая для себя сложные темы и решая крупные образно-жанровые задачи.

Рипсиме Геворкян "Вселенная Сергея Параджанова"

Рипсиме Геворкян «Вселенная Сергея Параджанова»

Именно историческая родина и достойное патриотическое воспитание послужили источником вдохновения и богатого воображения скульптора. В своем раннем творении «Оровел» Рипси разрабатывает идею и понятие предков, их взаимосвязи с нынешним поколением вообще (макрозамысел кроется в названии — оровел-песня предков) и в частности (микрозамысел — в изображении бабушки Рипсиме Светланы и дедушки Георгия). Воплощение их ожидающими вдвоём внучку на лавочке — это понимание того, что её ждут, как бы услышанный зов предков.

Рипсиме Геворкян "Оровел"

Рипсиме Геворкян «Оровел»

В одном зале с «Оровелом» в этот день находились последние и пока крупнейшие по замыслу работы Рипсиме Геворкян, основанные на избранных из самой сердцевины золотого фонда армянской культуры темах. Объектами изображения в туфе и гипсе стали величайшие личности армянского искусства за всю его историю — Григор Нарекаци, Комитас и Сергей Иосифович Параджанов. Первый из них предстал в образе ангела, скромно и смиренно закрыв лицо крылом. Уже этим объясняется личность писателя — монаха, богоугодника и чудотворца. Комитас — фактически такой, каким и должен быть всесторонний, мудрый и много повидавший на своём веку творческий человек. Он здесь больше чем, композитор, фольклорист или хоровой деятель, он здесь — мыслитель. Ну и наконец, один из выдающихся деятелей киноискусства всех времён — одинокий, но не сломленный, стоящий на страже коллажа всей его жизни, который составляют созданные им ленты.

Рипсиме Геворкян (третья справа налево)

Рипсиме Геворкян (третья справа налево)

В уголочке притаилось ещё одно творение Рипсиме Геворкян, которое так и озаглавлена — «Портрет натурщика». Кто же скрыт в этом бюсте, спокойно охраняя макет церкви Святой Рипсиме и картину «Развалины около Севана»? Это их автор — выпускник архитектурно-художественной гимназии №75 им.Масленникова Игнат Мельниченко-Налбандян.

Рипсиме Геворкян "Портрет натурщика"

Рипсиме Геворкян «Портрет натурщика»

Отметим, что Игнат давно не является дебютантом художественных выставок, эти работы уже экспонировались в 2016г. в Белорусской государственной академии музыки. Силуэт макета церкви Рипсиме полностью повторяет оригинал, однако Игнат окрасил его стены и крышу в нестандартные для армянских ранних церквей тона бумаги — бело-мраморный и желтоватый. Под храмом в такой расцветке можно подразумевать храм будущего или храм мечты, в таком облике, когда население Земли очистится от грехов, зла, люди станут чище, добрее, и поле этого некогда тёмные храмы приобретал светлый оттенок. Весьма правдоподобно передана красота природы Гегаркуника на полотне Игната Мельниченко-Налбандяна «Развалины около Севана». Работа воплощает дремлющие руины древнего посёлка среди свежести возрожденных весной деревьев, как будто омытых первым весенним дождём. В композиционном строении и гармонии цвета эта картина молодого талантливого художника достойно смотрится в одном ряду с полотнами Арутюняна.

Макет Церкви Рипсиме

Макет Церкви Рипсиме

И наконец, выставка в художественной галерее Савицкого открыла армянской диаспоре Беларуси ещё одного героя. Им оказался молодой художник Сергей Саркисян. На экспозиции он представил единственную работу с простым названием «VASE 1» (вполне возможно, что в арсенале этого автора картин с вазами несколько). Полотно выполнено в стиле минимализма, о чем говорят простота фона, современная отделка самой вазы и объемные геометрические фигуры в ней вместо цветов или фруктов.

Сергей Саркисян "VASE 1"

Сергей Саркисян «VASE 1»

Экспозиция, посвящённая юбилею установления дипломатических отношений между Беларусью и Арменией, получила приятные отзывы посетителей и завершилась на следующий день.

Надежда ТУЛИНОВА

Фото автора

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: