Градация чувств Седрака Аракеляна

Седрак Аракелян — художник, создавший первое объединение армянской художественной интеллигенции на территории Советской Армении, воспевший тяжелый крестьянский труд простого человека, создатель своего авторского стиля в эпоху тотального соцреализма.

Он родился 17 декабря 1884 г. в местечке Джаук. Сын земледельца, Седрак был отправлен отцом из Нахичевана в Тифлис к брату-портному: ремесло – это всегда хлеб. Как оказалось позже, не зря. Как-то его рисунки заметил модный тифлисский художник Г.Гриневский. Он взял мальчика под опеку, помог определиться в Художественную школу к знаменитому Егише Татевосяну. Накопленной базы знаний и решительности провинциала хватило, чтобы с 25 рублями отправиться поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1916 году мечта становится явью: юный художник попадает в художественные классы именитых русских импрессионистов С.Иванова, К.Коровина и А.Архипова.

В летние месяцы С.Аракелян путешествовал по Армении, писал местные пейзажи, часто изображая мистические ночные виды. По окончании училища со званием художника I класса, руководство училища принимает решение командировать его в Европу. Но планам не суждено было сбыться: Первая мировая война и революция в России оказались против Аракеляна.

Он вернулся во вновь появившуюся на картах мира Армянскую Республику. В страну, где царили нищета, голод и разруха. Ереван с окрестностями, иногда далекий Севан — вот в этот период основные источники вдохновения художника. Его предпочтения были отданы пленэру.

В 1920 г. Седрак Аракелян создал небольшую картину “Сушат пшеницу” — изысканный, светящийся жемчужным внутренним светом шедевр, который обратил на себя внимание не только армянской интеллигенции, но и европейской. Через 5 лет эта картина попадет с выставкой в Нью-Йорк. На картине художник он изображает уголок армянской деревушки во всем его национальном колорите: на первом плане выступает традиционный труд армянских женщин – сушка пшеницы под жарким солнцем.

В пейзажных работах Аракеяна свойственно художественное разнообразие – нет такого мотива или освещения, которому он отдавал бы особое предпочтение, но самые различные настроения окрашиваются в его этюдах в светлые, лирические тона. Цвета как будто чуть приглушенные, стремлением говорить «вполголоса», немногословно и задушевно.

Республика потихоньку обустраивалась, дошли руки и до художественного образования. Усилиями нескольких энтузиастов, в том числе и Седрака, в 1922 г. был открыт Художественный техникум. Руководство доверили обаятельному Аракеляну — всеобщему любимцу. Будучи и преподавателем, и директором, он явился крестным отцом многих выдающихся армянских художников.

Художественная жизнь постепенно набирала динамику и приобретала разнообразие, доселе невиданный размах и новое качество. Уже через год было образовано общество (товарищество) работников изоискусства. Советская Армения становилась средоточием национальной культуры и искусства. Люди культуры отовсюду прибывали в Ереван. В 1924 году Общество работников изоискусства открыло свою первую выставку с тридцатью экспонентами. Вскоре художникам было рекомендовано отойти от мелкобуржуазных привычек и традиций и обратиться к реалиям новой советской жизни.

Идеология окончательно становится главной частью жизни. Людей искусства уже недвусмысленно призывают «отвечать требованиям» и «правдиво отображать». Аракелян, «идя вровень с жизнью» пишет картину «Сбор хлопка» (1930г.). Замечательно красивый пейзаж с Арагацем, хлопковым полем и тружениками на первом плане. В 1932 году время дискуссий завершается организацией Союза художников. Инакомыслию приходит конец.

Седрак Аракелян, как и прочие советские художники, были загнаны в рамки соцреализма. приходилось разоблачать кулаков, попов, дашнаков и прочих «врагов», с которыми советской власти было не по пути. В большинстве подобных картин художник обращается к гротеску, к окарикатуриванию персонажей. Это была своеобразная защита, некий панцирь, позволяющий параллельно по-прежнему рисовать красивые, безукоризненные по цвету, изысканные пейзажи.

Подлинный Аракелян раскрывался в бесчисленных мастерских этюдах и пейзажах и в портретах, сделанных a la prima – одно касание. Переливы севанской волны и облака над озером, мшистые скалы и туманные утра, шумный водопад и влажные сумерки, пшатовое дерево – излюбленные мотивы художника. В 1930 году шведский посол в СССР приобрел картину «Сбор пшата в Армении», которая предназначалась для выставки советского искусства в Стокгольме. За нее Седраку Аракеляну была выплачена баснословно сказочная сумма – 2250 рублей!

В 1935 году художник создал одну из выдающихся своих картин — «Севанские рыбаки». Такое ощущение, что в ней автор собрал воедино свои многочисленные пейзажи озера и портреты-этюды. Картина поражает энергией, свежестью серебристо-голубого света, она полна запаха воды, ветра и только что выловленной рыбы.

Еще одной этапной картиной, в которой чувствуется отголосок соцреализма стала «Культуру — в горы». По узкой горной тропинке медленно продвигается караван верблюдов, везущий школьное имущество. Далеко в горах будет построена новая школа. Идея широкого распространения культуры в советское время передана художником в оригинальной и поэтической форме.

Человек тонкой поэтической души, он так же воспринимал окружающую действительность. Каждый пейзаж, каждый даже небольшой этюд были отражением его чувств и настроений. Ничего механического, заученного. Ничего, что было бы лишь делом его мастерской техники. Не случайно даже самые бесхитростные работы Аракеляна сохранили живое дыхание автора, трепет его сердца. Градация чувств необыкновенная: от нежной лирической элегантности до глубоких внутренних драм. Трудности соцстроительства ослабили здоровье Седрака Аракеляна в последние годы жизни.

5 марта 1942 г. он обозначил зарисовки новой картины, сделал первые мазки. Как оказалось, последние. На следующий день художника не стало. Не выдержало сердце…

Мариам ПЕТРОСЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: