«Шесть музыкантов на фоне города»: философия и боль Еревана

Фильм «Шесть музыкантов на фоне города» (73 мин., Россия-Армения, 2017 г.) режиссера Татьяны Данильянц покажут 2 октября, во вторник, в рамках 3-го Фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC». Кинопоказ пройдет в кинотеатре «Беларусь» (5 зал) в Минске. Начало в 18.00. Вход свободный.

Зрители узнают шесть знаковых для Армении фигур и услышат шесть личных историй, которые разворачиваются на фоне Еревана — одной из самых значимых музыкальных столиц бывшего Советского Союза. После распада СССР, пережив войны, время «темноты» и практически полную изоляцию, в новом тысячелетии город искал свое место в мире, свое предназначение, вспоминал свою идентичность. В фильме припоминаются страшные для Армении 1992–1994 годы, когда люди умирали в очередях за едой. Но армян хранила и вела музыка, их питали корни  —  возможно, отсюда такая одинокая мелодия, сильная и печальная, но полная жизненных соков.

Фильм снимался режиссером Татьяной Данильянц на протяжении трех лет, а вынашивался 10 лет. Это не мюзикл, не путеводитель для туристов и не рекламный ролик. Это теплый, с любовью и нежностью созданный рассказ о памятных местах Еревана, о его легендах. Шесть выдающихся армянских музыкантов, играющих в разных стилях, объединяет одно: они себя ощущают голосом и звуком армянской культуры, ее плотью и кровью, нервом и пульсом. Участники фильма говорят и поют о своем любимом городе, являя нам его красоту и скрытую боль.

Даже если вы никого из армянских музыкантов не знаете, «голос и дух» дудука Дживан Гаспарян вам скорее всего знаком. Он играл с Борисом Гребенщиковым, номинировался на “Оскара” за саунтрек к фильму “Гладиатор”. Дживан Гаспарян —  профессор Ереванской государственной консерватории им.Комитаса.

Малхас и Татьяна Данильянц

Малхас и Татьяна Данильянц

Малхас (Левон Малхасян)  —  один из первых армянских джазовых музыкантов и большой пропагандист джаза даже в те времена, когда он был под запретом. Именно он организовал в Армении первый джазовый фестиваль, а в 2006 г. открыл джаз-клуб «Поплавок», который сразу стал культовым местом Еревана. А еще для Малхаса характерна одновременно сочная и вальяжная манера рассказывать истории, с интригой и паузами. Это редкое свойство темпераментных музыкантов и людей, испытывающих страсть к жизни. Кстати, он должен был выступить на джазовом концерте в Беларуси еще два года назад, но тогда тяжело заболел. Так пусть же этот легендарный джазмен попадет в Минск, хотя бы таким способом и мы увидим его на экране кинотеатра.

Лилит Пипоян  —  обладательница высокого, пронизывающего до костей голоса и такой манеры исполнения, что волосы встают дыбом от этого любовного зова. Лилит пишет песни на средневековую армянскую поэзию. А еще она кандидат наук по теории и истории армянской архитектуры.

Кадр из фильма "Шесть музыкантов на фоне города"

Кадр из фильма «Шесть музыкантов на фоне города»

Арто Тунчбояджян  —  авангардный музыкант, обладатель премии «Грэмми» и World Music Award, создатель легендарной группы «Armenian Navy Band». Родился в Стамбуле и, из-за невозможности петь по-армянски, изобрел свой язык и свою особую манеру исполнения. В фильме говорит, что армянская культура вырывалась из него, просила выхода. Арто  —  философ, пропагандист армянской культуры в мире. С его сосредоточенного барабана фильм начинается, им и заканчивается.

Форш (Ваан Геворгян)  —  бард, музыкальный символ Еревана. Изначально планировалось снять «документалку» именно о нем. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради колоритной байки про собаку, которую смачно рассказывает Форш.

 Фолк-джаз-бэнд Miqayel Voskanyan&Friends в Минске

Фолк-джаз-бэнд Miqayel Voskanyan&Friends в Минске

И наконец, Микаэл Восканян  —  хорошо известен как тарист (тара — струнный щипковый инструмент). Совсем недавно, 25 августа, минчане и гости белорусской столицы могли видеть его зажигательное выступление с друзьями на Дне национальной культуры Армении у Ратуши. Он яркий представитель молодого поколения и уже разговаривает иначе (про цели, про менеджмент и продвижение). Его выбор народного армянского инструмента выглядит как ловкий пиар-ход, хотя кто знает…

Режиссер Татьяна Данильянц, хотя и живет в России, очень ловко ухватила настроение Еревана и характер его жителей, и выразила саму идею  —  когда “музыка находится в стенах города”. А, впрочем, смотрите трейлер:

 

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: