«Воплощение музой» Мартина Тиракяна

«Воплощение музой» – концерт с таким названием прошел 22 ноября в столичном концертном зале «Верхний город». В мероприятии приняли участие скрипач, лауреат международных конкурсов, выпускник БГАМ и Академии Моцарта в Зальцбурге Мартин Тиракян и его концертмейстер, пианистка, основатель музыкального фестиваля в г.Йокогама Мария Сатоми (Япония). Для программы с вдохновляющим и романтичным названием музыканты выбрали сонаты Моцарта Ми минор (# 304 по каталогу Кёхеля, далее — KV) и Соль мажор (KV 301), а также сонаты Бетховена Фа мажор ор. 24 (1801) и Соль мажор ор. 30 #3 (1803).

Перед началом концерта Мартин Тиракян объяснил зрителям идею программы:

— Сегодня мы откроем вам дверь в ту комнату, где царит вечная муза. Она помогает человеку испытать радость и наслаждение. Это всё мы сегодня попытаемся для вас воспроизвести. Лучше всего это получалось у итальянского гениального исполнителя Никколо Паганини. Звучание его скрипки было подобием человеческого голоса. Но сказать только о человеческом голосе — не сказать ничего. Паганини обладал магическим мастерством и удивительными способностями играть на человеческих чувствах. Этими качествами не владел ни один другой скрипач XIX-XX веков, и из-за этого Никколо Паганини приписывали многие мистические явления. Мы попытаемся для вас сыграть, а получится у нас или нет — судить вам. – сказал он.

Муза — это вдохновение. Она может приходить в любой период жизни человека и возникать при этом в разных образах. Например, далёкой покинутой возлюбленной, как у Моцарта (исполнявшиеся скрипичные сонаты композитор написал, пережив расставание с Алоизией Вебер после отъезда в Париж). А может быть весны, пробудившейся природы, как у раннего Бетховена, ещё мало познавшего тяготы жизни и внутреннюю борьбу. Обо всём этом стремился рассказать зрителям Мартин Тиракян.

Не могла не впечатлить своей многогранной контрастной манерой и японка Мария Сатоми, для которой это выступление — первое в Беларуси. Её Моцарт звучал нежно и женственно, но в отдельных «переломах» действия и драматичных моментах пианистка так быстро вживалась в музыку, что невольно встряхивала головой. Между участниками совсем недавно сложившегося творческого тандема происходил творческий диалог, особенно было это заметно благодаря перетеканию сольной темы от скрипичной партии к фортепиано. Они как бы делились друг с другом представлениями о том, как каждый из них видит свою музу, свой импульс к творческому процессу, то, что помогает им раскрываться в исполнительском искусстве. И их вдохновлённая игра затрагивала восприятие слушателей до глубины души, особенно в медленных частях сонат с их протяжным мелодическим рисунком.

После того, как отзвучали последние ноты сонаты Соль мажор Бетховена, зрители встали со своих мест и не хотели отпускать Мартина Тиракяна и Марию Сатоми долгими аплодисментами. И тогда музыканты решили преподнести публике ещё несколько сюрпризов. Они исполнили три известных произведения — «Мелодию» из второго действия оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Муки любви» Ф.Крейслера и переложение Песни Индийского гостя из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Несмотря на свой бонусный статус в программе, произведения очень чётко вписались в общую канву концерта. «Мелодия» Глюка, переложение оркестровой версии которой было сделано итальянским композитором Джованни Сгамбати, рисует встречу Орфея с Эвридикой в царстве мёртвых. Орфей, смягчив своей песней злых духов на Стиксе, пробрался туда, чтобы забрать из плена свою возлюбленную, которая была для него больше, чем источником вдохновения. А в «Песне Индийского гостя» рассказывается о дворцовой птице-феникс, которая своей блестящей восточной красотой и чарующим пением может любого заворожить и так сладко усыпить, что тот окажется навсегда в плену. И нельзя обойти стороной лёгкую и одновременно патетичную крейслеровскую «Муки любви», которая является знаменитой мелодией среди скрипачей и любителей скрипичной музыки.

Надежда ТУЛИНОВА

Фото автора

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: