История каждого народа складывается из миллионов событий. Среди них случаются такие, которые никогда не забываются. За считанные секунды землетрясение 7 декабря 1988 года, причинило народу не только материальные потери. Десятки тысяч людей погибли, многие из них – дети, тысячи раненых, которые зачастую оставались на всю жизнь инвалидами.
Наш корреспондент Сюзанна Степанян приехала в Гюмри и в Спитак, чтобы встретится с теми, кто помнит и пережил страшное землетрясение, вызвавшее небывалые по масштабу разрушения городов и сёл на огромной территории, охватившее более одной пятой площади всей Советской Армении.
История первая
Эмма Акопян, известная как “Армянская Мадонна”, получила награду — символ Матери Мира, а в Армении ей посвящали стихи. Вот, что говорит она спустя 30 лет:
— С этим я живу всю жизнь. Такое не забывается. Ни на одну минуту я не могу забыть это всё. Я вместе со своей 3-х месячной дочкой провела под завалами 7 дней. Между панелью и головой дочери помещалась только одна моя рука, а другой рукой я прикрывала её лёгкие, чтобы она не получила воспаление. Когда молоко закончилось, а ребёнок хотел пить, я нащупала кусочки стекла, и прорезала палец, чтобы кормить её кровью. Моей главной мыслью было спасти ребёнка. Когда пришли французские спасатели и достали нас с дочкой, я потеряла сознание. Спустя 30 лет, если сейчас у меня нет под рукой воды, то я начинаю сходить с ума.
Это уникальный и единственный случай, когда спустя 7 дней (точное время 7 дней, 6 часов 40 минут) под завалами найдены живые люди. У Эммы было много травм, ей провели операцию головы. История этой женщины облетела весь мир. В 1990 г. её пригласили с частным визитом во Францию, где была организована встреча с президентом Франсуа Миттераном во французском сенате.
— Миттеран лично предлагал мне французское гражданство, но я отказалась, — рассказывает Эмма. — Я очень люблю Армению. Подумала, мы с мужем ещё молодые, сами сможем подняться на ноги.
Сейчас Эмма вместе с мужем Артуром, семьёй сына с двумя детьми (внуков назвали Эмма и Артур в честь дедушки с бабушкой) и дочерью Мариам живут в одном доме.
— Моя дочь — красавица! Ей 30 лет, она закончила филиал Московской современной гуманитарной академии в Ереване и работает менеджером по продажам, – с гордостью сообщает Эмма.
Всем своим существом Армения осознала значение поговорки: «Друзья познаются в беде». Буквально весь мир протянул армянам руку помощи.
“Пора обеда на руинах”
— Мсье полковник, обедать пора.
Жестко и холодно сверкнули глаза:
— Там под обломками, на обед не зовут,
Там нас ждут,
Верят – найдут и спасут.
Обед остывает.
Здесь под завалом теплится жизнь,
Еле стучит сердце внизу
Нужно скорее помочь ему.
Стихи присланные из г. Минска. Автор Г. Комоско.
История вторая
Каринэ Акопян ещё одна сильная и красивая женщина, которой удалось выжить. Будучи 17-летней первокурсницей из Ленинакана, она провела под завалами чуть больше суток. Ей ампутировали ногу, а после лечения она переехала в Ереван, поступила в медицинский институт и стала врачом.
— В этот день я потеряла свою семью. Такое забыть не возможно. Моя мама — русская, познакомившись с моим отцом уехала в Армению. Помню, как маме нравился фильм “Невеста с севера”. Там есть такой момент, когда мать невесты говорит про будущего зятя: «А теперь куда гнёт? За три тысячи вёрст? А если не дай Бог случится? Она вон где, а мы здесь? А о том, что там всё время землетрясение в этих горах?» Надо же, эта фраза стала для мамы судьбоносной.
Сегодня Каринэ Акопян работает заведующей отделением инфекционной больницы в родном Гюмри (бывшем Ленинакане), растит 17-летнюю дочь Лилию. И не смотря на то прошлое, что пришлось ей пережить, Каринэ радуется жизни, шутит и с вниманием относится к людям.
История третья
Норик Григорьевич Мурадян за 7 минут до землетрясения был назначен 1-м секретарём Спитакского райкома партии. Руководил восстановительными работами в Спитаке и доказал на деле “беспредельность возможностей”, став национальным героем Армении.
А ведь всё так хорошо начиналось… Норик Григорьевич отстраивал свой маленький, затерянный в горах город. Начавший с нуля, с крошечного цеха, строчившего салфетки, за несколько лет наладил мощное в республике швейное производство, на котором шил самые модные в Армении рубашки и самые красивые платья. Те, кто уехали из Спитака, в поисках работы, возвращались на фабрику из Еревана, Ленинакана, Кировакана. Он строил город. Теплицы, в которых росли удивительного цвета гвоздики. Стадион, на котором приезжали играть столичные команды. Пансионат в горах, зоопарк, обсерваторию… Он стремился растить людей с широким кругозором и высокой духовностью.
Землетрясение 7 декабря 1988 года, превратило Спитак в белое облако пыли. «Спитак» по-армянски – значит, «белый». Города не стало. О Норике Григорьевиче узнал весь мир… У него в семье погибло 9 человек. Погибли работники бывшей его фабрики. Чудом уцелел его собственный сын, сумевший выбраться из-под обломков детского сада.
— Когда произошло землетрясение, мой трёхлетний сын был в садике. Только двоим детям из 150 удалось спастись в тот ужасный день, остальные малыши остались под завалами. Я смог увидеть сына только спустя три дня, потому что времени на решение личных проблем у меня не было, ведь, работал начальником общего штаба по Спитакскому району, — вспоминает Норик Григорьевич. — После страшной трагедии к нам весь мир протянул руку. Многие страны приехали к нам и в этот день в Спитаке сплелись все языки. Мы остались должны всему миру, благодарным людям за оказанную нам огромную помощь.
7 декабря 2018 г. состоялось открытие Спитакского мемориала, в который входят: памятник русскому солдату со спасённым ребёнком на руках, памятник на холме (100 м) погибшим детям, которые стали ангелами на высоте (стелла 15 м), а рядом сидит скорбящая мать. И 60 каменных глыб в честь приезжих организаций, спасателей, врачей, строителей, военных, железнодорожников и т.д.
— Ещё в планах установить памятник погибшим авиаторам, — говорит Норик Григорьевич. — Будет посажено 26500 деревьев по числу жертв землетрясения, который превратится в специальный сад.
История четвертая
Грета Варданян – сильная, красивая и устремленная девушка из Гюмри. За два дня до землетрясения её семья из четырех человек въехала в новую квартиру 7-этажного дома. А 7 декабря, маленькая девочка Грета лежала под завалами собственного дома. Её удалось найти спустя два дня. Благодаря своей беременной маме, которая закрыла её собой, Грета смогла выжить, но потеряла обе ножки – их пришлось ампутировать. Папа, мама, сестрёнка и не родившийся братик, погибли. На момент катастрофы ей было два года, поэтому она ничего не помнит из того дня.
— Конечно, мне в жизни пришлось многое пережить… Когда я была маленькой, я не понимала, почему все дети играют, бегают, прыгают, а я должна учится ходить на костылях? – вспоминает Грета.
Малышку усыновил дядя, она выросла, научилась ходить на костылях, окончила школу, потом институт. Сегодня Грета многократная чемпионка Армении по пауэрлифтингу, заботливая мама дочки Офелии, тренер, работает в МЧС Армении и готовится к Паралимпиаде-2020 года в Токио.
— С возрастом я поняла, что плакать и горевать о своём тяжелом состоянии бессмысленно. Никто не в силах вернуть время назад. В 2009 году я вышла замуж, родила дочку, сейчас ей уже 9 лет. С появлением ребёнка, моя жизнь полностью изменилась. Если раньше я жила для себя, то сейчас я несу ответственность за воспитание и развитие моей дочери. Я прилагаю все усилия, чтобы моя девочка всегда шагала по жизни с высоко поднятой головой. – подчеркнула Грета.
Все эти герои без сомнения сильные люди, об этом свидетельствуют их истории “до” и “после”. Армянский народ многократно переживал тяжелые несчастья, о которых забыть не возможно. Но всё-таки, сегодня наряду с бесконечным моральным страданием мы чувствуем и гордость за свой народ. За его стойкость и мужество, за решимость восстановить всё разрушенное.
Сюзанна СТЕПАНЯН,
специально из Армении
comments powered by HyperComments