Мгновения любви Микаэла Таривердиева

Концерт из произведений выдающегося советского композитора армянского происхождения Микаэла Таривердиева прошел под названием «Мгновения любви». Мероприятие состоялось 29 ноября в Большом концертном зале Белорусской государственной филармонии. Программа, в которой приняли участие солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, была подготовлена белорусской пианисткой, ведущей концертов «Музыкальной гостиной» Татьяной Старченко.

 

Концерт состоял из двух отделений: в первом было отдано предпочтение камерной музыке (инструментальным пьесам, романсам и моноопере «Ожидание»), во втором — полюбившейся многим поколениям слушателей музыке из кинофильмов.

Открывала программу главная тема из фильма «17 мгновений весны», основанная на мелодии «Песни о далёкой Родине». В зале царили темнота и мёртвая тишина, и только луч софита освещал солировавшую на рояле Татьяну Старченко. В эти минуты она владела вниманием зала и рассказывала историю советского разведчика, вспоминавшего на оккупированных территориях врага свой родной дом, свою любимую супругу. Татьяна Геннадьевна завораживала своим умением владеть кантиленой, добывать самые воздушные звуки из инструмента, которые задавали тончайшие струны восприятия слушателя.

Открытие концерта сорвало аплодисменты, и Татьяна Старченко обратилась к публике:

  • -Я рада приветствовать вас в «Музыкальной гостиной», где сегодня звучит музыка Микаэла Таривердиева. Я счастлива, что буду её исполнять, а вы будете слушать, наслаждаться. Я специально открыла вечер мелодией, которая известна всем и любима всеми. Но самое удивительное в том, что сегодня многие из вас совершат много открытий. Потому что помимо любимой и узнаваемой киномузыки у Микаэла Леоновича есть ещё и камерная музыка. Таривердиев всегда узнаваем с первой ноты, с первых звуков. Он так играл на рояле и на клавесине, что его манеру невозможно было спутать. Сегодня я уверена, вы услышите много той музыки, которая будет для вас и открытием, и потрясением.

Из множества камерно-вокальных сочинений Микаэла Леоновича на стихи многих поэтов организатор программы сделала выбор в пользу Марины Цветаевой. В одно отделение уместились романсы и песни из двух циклов на слова великой русской поэтессы, написанные каждый — в разные периоды творчества: их разделили целых 15 лет. Два романса на стихотворения Марины Цветаевой (1971) «Мой милый, что тебе я сделала?» и «Попытка ревности» («Как живётся вам с другою…») исполнила солистка Большого театра оперы и балета Беларуси, сопрано Татьяна Третьяк. Заметим, что оба стихотворения были написаны Цветаевой в 1920-е годы и посвящены её бывшим возлюбленным Осипу Мандельштаму и Константину Родзевичу. И поэтому романсы на эти стихи отличаются отчаянностью, нотами пессимизма и передают разочарование и тоску их героини. А в песнях «Откуда такая нежность…» и «Вот опять окно…» из цикла «5 песен на стихотворения Марины Цветаевой» (1986) раскрыла свой универсальный талант меццо-сопрано, исполняющая в театре также партии контральто, Наталья Акинина. Здесь — полная противоположность — Цветаева в 1916 г., до революции и эмиграции из России: больше нежности, наслаждения и созерцания. Задумка автора программы показать контрастность образов и настроений с помощью воплощения их двумя разноплановыми артистками можно считать большой удачей. И белорусский зритель оценил это по достоинству.

Нашлось место в концерте и для камерно-инструментальных сочинений, которые ни в чём не уступают вокальной музыке Таривердиева и сохраняют своё мелодическое начало. Одними из таких, в легко узнаваемом по гармонии и мелодике стиле композитора, стали две пьесы из цикла «Настроения» — «Забытый мотив» и «Картина старого мастера». Для исполнения их Татьяна Старченко, Виктор Ольшевский (контрабас) и Игорь Авдеев (ударные) объединились в джаз-трио, а соло на флейте в «Картине…» прозвучало в интерпретации Евгения Виданова. Не остались в стороне и скрипачки Екатерина Архипова и Елизавета Гембицкая, которые под аккомпанемент вдохновителя «Музыкальной гостиной» сыграли Мелодию для скрипки и фортепиано из «Ольги Сергеевны».

Кульминацией всего концерта стала постановка монооперы Микаэла Таривердиева «Ожидание» («Монолог женщины», 1982) на стихи Р.Рождественского. Моноопера — разновидность одноактной камерной оперы, исполняемая одним артистом от первого лица в сопровождении камерного оркестра. Она была написана композитором специально для известной сопрано Марии Лемешевой, дочери выдающегося оперного певца Сергея Лемешева. Татьяна Старченко поведала о том, как она первый раз услышала «Ожидание» дома у Веры Гориславовны Таривердиевой. Жанр монооперы сложный, её исполнительнице надо быть и певицей и актрисой, чтобы ей поверили зрители, чтобы её выступление в зале тронуло каждое сердце и душу. Впечатление от услышанного было потрясающим. И удивляешься: как двое мужчин, Таривердиев и Рождественский, смогли рассказать так много правды о чувствах женщины — непонятно. Сюжетная ситуация в опере эмоционально-напряжённая: главная героиня прибегает на место свидания с любимым и не обнаруживает его. Хотя произведение длится в среднем 25-30 минут, в этот временной промежуток умещается, возможно, не один час времени бесконечного «ожидания», за которое героиня успевает размышлять о судьбе, положении, чувствах и переживаниях женщины второй половины XX века, предположить, что с ее любимым могло случиться что-то плохое, что помешало встрече (в момент, когда она видит проносящуюся мимо «скорую помощь»). Эпизоды в опере чередуются с призывом на слова «Ну приди же, приди же, приди, Одинокой мне быть запрети», содержащим черты лейтмотива. Здесь героиня Татьяны Третьяк (а именно она исполняла главную роль на концерте) искренне хочет надеяться, что она не останется одна на холодной, тёмной улице, и находит в себе силы ждать своего любимого дальше. Опера завершается с типичным концом, присущим произведениям романтизма — большим знаком вопроса, поскольку остаётся неясным — дождётся она своего мужчины или нет. И все-таки героиня уходит со сцены одна…

Второе отделение концерта «Обещание любви» составила музыка Микаэла Таривердиева к советским кино- и телефильмам. На сцене Белгосфилармонии Татьяне Старченко составил компанию оркестр «Классик-Авангард» под управлением Юрия Караваева. Оркестр предстал перед зрителями точь-в-точь в таком составе, для которого Таривердиев и преобразовывал свои замыслы в партитуры, чтобы они звучали в тех аранжировках, в которых мы привыкли слышать музыку к фильмам, просматривая их. В таком ключе была сделана «Утренняя улица» из телефильма «Ольга Сергеевна», а её мелодию на вибрафоне воспроизвёл солист оркестра Роман Жданович.

Вслед за этим последовало вокальное сочинение, которое мало кто из певцов пытался повторить после того, как в фильме «Адам женится на Еве» его исполнил сам Таривердиев: видимо, музыку к этой ленте композитор писал исключительно для себя. Но в Большом зале Белгосфилармонии число этих немногих «смелых» пополнилось: сонет Шекспира #102 «Люблю, но реже говорю об этом…» своим глубоким голосом исполнила Наталья Акинина.

И всё же из полностью «кинематографичного» второго отделения концерта Татьяна Старченко решила сделать одно небольшое исключение. 

— Когда песня «Музыка» появилась в 70-е годы, она была очень не похожа на те песни, которые тогда писались. И в этом весь Таривердиев. Он не похож ни на кого из советских композиторов, он просто настоящий инопланетянин,поделилась пианистка со зрителями.

Эту оптимистичную песню на слова Владимира Орлова представила публике Татьяна Третьяк. Певица очень ярко продемонстрировала своё мастерство исполнения композиций лирического плана, равно как и в песне «Не исчезай» на стихи Андрея Вознесенского из телефильма «Ольга Сергеевна».

Теперь настало время услышать настоящие хиты советского кинематографа. Знаменитые песни «У зеркала» и «Мне нравится» на стихи Марины Цветаевой из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» спела вновь сменившая Татьяну Третьяк меццо-сопрано Наталья Акинина. А дальше — снова знаменитая мелодия — Интермеццо из «17 мгновений весны». Интересно, что режиссёр Татьяна Лиознова, прослушав музыку Микаэла Таривердиева к своему фильму, произнесла: » Я за вас в огонь и воду…» Исполнение «Интермеццо» с узнаваемым соло скрипок «Классик-Авангардом» оправдало это высказывание…

Далее к Татьяне Старченко и «Классик-Авангарду» присоединилась не менее известная белорусская пианистка Дарья Мороз. Таким образом, прекрасный сплав звучания двух роялей и камерного оркестра воплотился в переложении известной песни Таривердиева «Маленький принц», которой популярной сделала в своё время Елена Камбурова. За этим последовала мелодия из музыки кино последних лет жизни композитора — «Музыка на воде».

— Возможно, она не является самой популярной у слушателей, но для кого-то она могла бы означать любовь с первого взгляда, поведала Татьяна Старченко.

А дальше публику ждал сюрприз. Впервые в Белгосфилармонии прозвучала музыка, которая стала одним из ранних опытов Микаэла Таривердиева как кинокомпозитора, — из фильма-сказки «Король-олень» по пьесе Карло Гоцци (режиссёр Павел Оганезович Арсенов, 1969). Ансамбль «Классик-Авангард» представил интересную инструментальную зарисовку «Королевская охота». Начало пьесы с охотничьими сигналами, содержащее черты хроматической тональности, мотивные повторения и обладающее оттенком неоклассицизма, переходит в простую тему песенки волшебника Дурандарте, которая претерпевает вариантные изменения на фоне изображения ударным инструментом топота лошадиных копыт. Солисты Большого театра Беларуси тоже нашли, что подготовить для зрителей из песен в фильме. Наталья Акинина выбрала для себя две песни главной героини сказки Анджелы — нежную и трогательную балладу «Уехал славный рыцарь мой…» и взрывные куплеты («Надоело это…»), напоминающие по музыке танец фламенко. Мало кто помнит, но песни Анджелы в фильме звучат голосом тогда только начинавшей карьеру и сотрудничество с Таривердиевым Аллы Пугачёвой. У Акининой же мы слышим совсем другую Анджелу — может быть, не столь изящную и юную, но мудрую и глубоко чувствующую.

Илья Сильчуков остановился на добрых и весёлых героях сказки. Он исполнил песню Дурандарте про злого и доброго волшебников (тема которой и звучала в «Королевской охоте»), мораль которой гласит, что можно опоздать на поезд, но по пути совершить много добрых дел. Также известный белорусский бас представил ещё одного комичного персонажа — Чиголотти — его каватиной. Чиголотти — слуга волшебника Дурандарте, которому для ощущения счастья, «почёта и уважения» нужно всего лишь выпить.

А поскольку Новый год приближается к нам с каждым днём, завершить концерт было просто необходимо мелодией, которая уже более сорока лет является символом и музыкальным атрибутом Нового года, как и кинофильм, в котором она является главной темой. «Классик-Авангард» исполнил Вальс из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» точно так, как и в фильме, так, что, кажется, и вправду попадаешь в большой кинотеатр…

Мероприятие собрало аншлаг — в зале практически не было свободных мест. А всё потому, что минчане и жители других мест нашей страны до сих пор любят и помнят многие известные мелодии Микаэла Леоновича.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: