Григорий Борисович МАРТИРОСОВ

Материал подготовлен Фондом «АНИВ» при поддержке бренда «АрАрАт» в рамках проекта по изданию энциклопедии «Армяне в Беларуси».

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения известного советского инженера-машиностроителя, директора Минского автомобильного завода Григория Борисовича Мартиросова.

Он родился 27 апреля 1901 г. в уездном городе Ахалцихе Тифлисской губернии. Мартиросов окончил ремесленное училище в Боржоми, отучился на слесаря в Тбилиси. Затем он работал в ремонтно-механических мастерских в Нальчике, пока в 1926 г. не уехал в Москву. Здесь Мартиросов окончил вначале вечернее отделение рабфака, а затем — Московский машиностроительный институт им. М. В. Ломоносова (1934 г.). Параллельно он работал на разных заводах, пройдя путь от бригадира до начальника цеха.

В 1937 г. Григорий Борисович был принят на работу главным инженером в Главном управлении по тракторостроительной промышленности. С 1941 г. работал главным инженером московского танкового завода № 37. После начала Великой Отечественной войны по поручению Госкомитета обороны занимался эвакуацией оборудования с четырёх машиностроительных заводов. На их базе он в кратчайшие сроки сформировал в Свердловске танковый завод и наладил на нём выпуск танков. К 1942 г. завод уже работал на полную мощность. За это Г. Б. Мартиросов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Он также занимался созданием танкового завода № 174 в Омске, возглавлял танковый завод № 40 в Мытищах.

В 1944 г. Г. Б. Мартиросов был командирован в США и Канаду в составе советской закупочной комиссии. За время командировки изучил опыт 520 наиболее крупных машиностроительных заводов. Вернувшись домой в конце 1946 г., по распоряжению ЦК ВКП(б) он вскоре был направлен в БССР и назначен директором строящегося Минского автомобильного завода. При Мартиросове МАЗ прекратил сборку иностранных грузовиков и начал подготовку к производству собственных автомобилей. Были введены в эксплуатацию ремонтно-литейный, монтажный, термический цехи, цех шасси, первая вагранка (топливная печь шахтного типа для переплавки чугуна), закончен монтаж линии по обработке задних мостов; освоено производство компрессоров. В августе 1947 г. на заводе начали изготавливать первые автомобильные узлы, а 7 ноября того же года с завода выехали первые пять машин.

Параллельно с развитием производственной базы завода возводились культурный, учебный и оздоровительный комплексы, создавалась инфраструктура культурно-бытового обслуживания заводчан, были организованы ремесленное училище и школа фабрично-заводского обучения, стала выпускаться газета «Автозаводец». В июле 1947 г. МАЗ завоевал третье место во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятий Министерства автомобильной промышленности СССР. За вклад в развитие автомобильной промышленности БССР Г. Б. Мартиросов был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени (1949 г.).

Примечательно, что именно Г. Б. Мартиросову принадлежит идея создать эмблему автомобилей МАЗ в виде зубра, которая графически была реализована конструктором-дизайнером Ю. А. Долматовским.

Осенью 1949 г. на Мартиросова поступил донос, в котором его обвиняли в шпионаже и преклонении перед Западом. Вскоре он получил партийный выговор и был уволен с должности директора МАЗа. Вернувшись в Москву, работал начальником цеха Московского завода малолитражных автомобилей. В 1955 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.

После снятия выговора как необоснованного Григорий Борисович был направлен в Запорожье (1957 г.), где в качестве члена Совета Запорожского Совнархоза и начальника Управления машиностроительной промышленности курировал развитие в регионе машиностроения. В частности, по его инициативе на площадях комбайнового завода «Коммунар» был построен Запорожский автомобильный завод и начался выпуск автомобилей «Запорожец». В 1961 г. Мартиросов вернулся в Москву, работал научным руководителем Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности СССР.

Григорий Борисович Мартиросов умер 2 ноября 1962 г. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: