Памятник духовной культуры

Человечество едино в своём глубоко уважительном отношении к книге как сред-ству сохранения и передачи знаний. Именно широкое распространение книг в последние два столетия содействовало повышению уровня общественного развития, материальной и духовной культуры общества.
Схожесть национальных характеров белорусского и армянского народов прослеживается по многим вопросам, в том числе по восторженному отношению к книге. Достаточно вспомнить два красивых монументальных сооружения: «Матенадаран» – хранилище древних рукописей в Ереване и недавно построенное здание Национальной библиотеки в Минске, любовно названное в народе «Алмазом».
Однако памятника книге, в частности, царице книг Библии, всё ещё нет. Восполнить этот пробел взялся художник Спартак Арутюнян, создавший эскизный вариант «Памятника книге». На его скульптурном изображении старец, пишущий книгу, словно возвращает нас во времена Месропа Маштоца и Франциска Скорины. Слева от старца – кипа книг Священного Писания, образующая колонну, постепенно переходящую в свод над старцем . Эта деталь подсказывает нам, что книги служат человеку и опорой (колонна), и защитой (свод). На корешках книг написано слово «Библия» на разных языках, в том числе на русском, белорусском и армянском. Неразборчивые штрихи на корешках, всё уменьшающихся в размере, намекают на то, что Библия переводилась и издавалась на многих языках народов мира. Таким образом, методом пластического искусства автор проекта выразил единство теологических основ для всех христианских народов мира.
Автор «Памятника книге» – давний житель города Минска, армянин, художник. Родился и вырос в религиозной семье на юге Армении в Зангезуре, воспитывался в атмосфере богоугодных деяний по созданию хачкаров – крест-камней из твёрдых горных пород. Дедушка Спартака был карташем (камнетёсом), создателем высокохудожественных произведений из камня, в том числе многих хачкаров. Эти вертикально поставленные стелы с чётким изображением святого креста в центре композиции утверждали на века принадлежность армянских земель христианскому миру.
С юношеских лет будущий художник Спартак был приобщен к благородному и высоко эстетичному труду по созданию хачкаров. По-видимому, это и предопределило тематику его нового памятника – служение христианской религии.

Мосес Абрамян, доцент, участник Великой Отечественной войны

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: