Возвращение к истокам

Не секрет, что именно в школе происходит становление личности. Не зря создатель армянского алфавита Месроп Маштоц стоял у истоков основания армянских школ, первую из которых открыл в Арцахе. Он считал это не менее важным процессом, чем изобретение письменности. Поэтому открытие в Беларуси Армянской воскресной школы стало важной миссией в деле сохранения армянской культуры и языка за пределами исторической родины.

Когда Раиса Никитична Агванян, воз главлявшая ранее воскресную школу, пред ложила мне преподавать «Историю Арме нии», признаться, удивился. Ведь у меня не было ни преподавательского опыта, ни соответствующего образования. Да, я инте ресовался прошлым своей Родины, история меня увлекала. Но достаточно ли было этих знаний, чтобы поделиться ими с другими. Еще Раиса Никитична говорила о важ ной роли учителя, о том насколько необ ходимо, чтобы подрастающее поколение армян, живущих в Беларуси, знало родной язык, историю. И я согласился с ее предло жением, скорее из вежливости. При подго товке к урокам для себя почерпнул много нового, на что раньше не обращал внима ния. Пытался анализировать некоторые исторические события, давать собствен ную оценку им.
Группа учеников состояла в основном из моих ровесников. Поэтому нужно было быть убедительным в своих доводах и уве ренно держаться. Ребята с радушием при няли меня, задавали много вопросов, на которые, к счастью, мне удавалось найти ответы. Это придало мне уверенность. Я увлекся школой, искал интересные материалы, и с нетерпением ждал очеред ного воскресенья.
В школе я вновь стал писать на ар мянском. Проведя урок, я спешил в класс Туджара Вазриковича Барояна, который преподавал родной язык и литературу. Не представляете, какое это счастье писать по-армянски! Словно исследователь, я до ставал из памяти отвыкшими движениями рук очертания древних литер. Порой забы валось, что нахожусь за тысячи километров от Армении. И радовался за ребятишек, которым выпала счастливая возможность хотя бы раз в неделю погружаться в армян скую среду.
Для учителей уроки в воскресной шко ле – это смысл жизни. Невероятные чувства испытываешь, когда ребята поют старин ные армянские песни, осваивают сложные элементы народных танцев, без запинки читают стихи классиков армянской поэзии. В школе я познал новые ощущения. Одно дело рассказывать об исторических событи ях, другое – учить произносить непривычные звуки, запоминать сложные сло ва. Восхищаюсь учениками, которые каждое воскресное утро приходят сюда, чтобы вернуться к традициям и языку предков. И теми, кто не имея армян ских корней, захотел приобщиться к нашей культуре.
Но расстраивает следующее: в послед нее время несколько поредели ряды уче ников. Не научились некоторые армяне це нить то, что нам дала земля дедов. А ведь было бы здорово, если бы классы школы заполнялись по воскресеньям до отказа.
А как считаете вы?

Роберт ЦАТУРЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: