Нела ГРИГОРЯН: "Надо двигаться в сторону веры и церкви"

В армянской воскресной школе Нелу Овсеповну ГРИГОРЯН хорошо знают и ученики, и родители. Ее уроки, а она обучает народным танцам, дети посещают с удовольствием. Казалось бы, проблем у нее, как у педагога, нет. Однако…

– Нела Овсеповна, как вы оказались в Беларуси?
– Мои мама и папа и родители моего будущего су пруга были давно знакомы. И когда в очередной раз Самвел, который жил в Минске, прилетел погостить в Ереван, нас познакомили и… поженили. Банально, ста ромодно, но наш брак длится уже 13 лет. Я счастлива. У меня двое детей – Владимир и дочь Арпинэ. С нами также живут родители мужа. Так что семья у нас хоть и большая, но очень дружная и сплоченная.
– Какая ваша основная специальность?
– По образованию я – медик. Также окончила бух галтерские курсы. А танцы – это мое призвание. Больше десяти лет я занималась ими профессионально. В Арме нии танцевала в коллективе народного танца под руко водством Агаси Шабояна. Это был педагог от Бога. В воскресную школу меня пригласили учить детей армянским национальным танцам год назад. Несмотря на занятость, с удовольствием согласилась помочь. Ведь я всю жизнь мечтала работать с танцевальным ансам блем. Так моя мечта сбылась. Наш коллектив называет ся «Наири». В нем танцуют дети начиная с пятилетнего возраста, в основном, девочки. Танцевальные костюмы помогла пошить родительница Асмик Хачатрян, мать троих учеников. Вот только своего помещения для заня тий у нас пока нет. Кое-кто из родителей обещал помочь нам с этим. Надеюсь, получится.
Увы, но к сожалению, не все мамы и папы помогают школе. Часто наблюдаю такую картину: родители под возят на автомобиле детей ко входу школы, высаживают их и быстро уезжают. А вот такой случай меня просто возмутил. Дети старались, готовили праздничную про грамму, посвященную 8 марта, а актовый зал оказался полупустым. Пока шел концерт, многие из них погляды вали на дверь, но так и не дождались своих мам.
– Среда употребления родного языка для тех, кто живет вне Армении, достаточно мала. В связи с этим насколько оправданы значительные затраты времени для его изучения молодыми людьми?
– Видя процессы, которые происходят в молодежной среде, стремление большинства родителей обучать сво их чад родному языку, мы понимаем, что утверждение – будто армянский сегодня не актуален – в корне невер но. Это – во-первых. Во-вторых, я уверена, что от нас, представителей той части диаспоры, которая является носителем родного языка, тоже зависит его актуаль ность. Например, я знаю семьи, которые, несмотря на то, что недавно переехали в Беларусь, в повседневном общении используют ломанный русский, считая это престижным и идущим на пользу их детям. Поймите меня правильно, я ничего не имею против белорусского и русского языков. Наоборот, я считаю, что живя здесь, мы должны владеть ими безукоризненно. Но нужно отдавать себе отчет в том, что незнание родного язы ка нас обезличивает, переносит в категорию невежд, а это – большая беда и опасность. И я хочу обратиться к родителям: чем меньше вы будете общаться с детьми на родном языке, тем скорее может возникнуть реальная угроза того, что ребенок полностью прекратит говорить по-армянски. Если вас это устраивает – одной пробле мой меньше. Но в этом вы будете виноваты сами. Если же нет, то потом исправить эту плачевную ситуацию будет невозможно! И тогда уже точно: об актуальности родного языка говорить будет незачем.
– На ваш взгляд, какие проблемы стоят сегодня перед воскресной школой?
– Проблем в младших классах с родным языком нет. Дети с удовольствием изучают его, легко читают и пи шут на армянском. А вот в старших классах эта про блема есть. Молодые люди хотят изучать ускоренный, разговорный язык. А такого класса у нас нет. Нет и педагога, который смог бы профессионально их этому обучить. На последнем звонке к нам пришел новый По сол Республики Армения в Беларуси Армен Хачатрян. Он обещал нам помочь не только с учебниками, но и с учителями.
– Скоро начнется строительство Армянской Апо стольской церкви в Минске. Как Вы думаете, стоит ли вводить в школе уроки духовного воспитания, истории религии?
– Я глубоко убеждена, что нам надо двигаться в сто рону веры и церкви. Невозможно строить свою школу вне связи со своей культурой и историей. Надо учиты вать, какую роль тысячу лет назад сделал религиозный выбор, оказавшийся определяющим для всего истори ческого бытия армянского народа. Думается, что уже в младших классах дети должны обязательно знакомить ся с житиями святых, праздниками, обрядами церкви, знать основные молитвы, знакомиться с прекрасной церковной музыкой. И надо, чтобы рядом с церковью одновременно начали строить и культурный центр, где будет размещаться воскресная школа, библиотека, клуб по интересам.

Саркис ЭЛЧАКЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: