Олена Фетисова: «Когда на Родине узнали, что я хочу снять кино о Параджанове, меня называли камикадзе»

Параджанов

Мы смотрели его «с широко открытыми глазами», «мы любили кино» вместе с ним. А в этом году «искали истину» на XX Минском международном кинофестивале «Лiстапад». За одну неделю зрители и жюри посмотрели больше восьмидесяти фильмов из тридцати шести стран. Все они являются победителями и участниками международных конкурсов и фестивалей. Картина об одном из самых талантливых и противоречивых кинематографистов постсоветского пространства открыла конкурсную программу фестиваля. «Параджанов» спустя  42 года вернулся в Беларусь. Именно он стал фильмом-открытия «Лiстапада».

«Мы не случайно открывает юбилейный кинофестиваль именно картиной «Параджанов», — отметил перед началом показа программный директор кинофестиваля Игорь Сукманов. — В этом году мы сделали акцент на картинах стран бывшего социалистического блока, а великий режиссер Сергей Параджанов — одна из ключевых фигур кинематографа того времени. На протяжении всего кинофестиваля мы будем испытывать опьяняющее чувство от хорошего кино, искать истину в нем. Мы предложим вам непростое кино, ищите ключи к этим достойным картинам, в каждой из которых присутствует дух авторской свободы».

На кинофестивале есть прекрасная традиция – встречи с создателями картин. Мне удалось поговорить с Оленой Фетисовой, режиссером, сценаристом и продюсером фильма, а также — побывать на пресс-конеференции с участием создателей ленты. К сожалению, Серж Аведикян не смог приехать на кинофестиваль. Он является вторым сорежиссером и одновременно исполняет главную роль, играет самого Сергея Параджанова. Серж нам хорошо знаком по великолепному фильму «Майрик» — must have  в домашней кинотеке любого армянина. Кроме того, Аведикян — обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля в 2010-ом году за лучший короткометражный анимационный фильм «Собачьи истории».

Параджанов 3

Это всегда большая ответственность – снимать фильм о Великом человеке, создать ленту о гениальном режиссере и сценаристе – огромный риск. Не успеваю я задать свой вопрос, как с улыбкой Олена Фетисова перебивает. «Когда на Родине узнали, что я хочу снять кино о Параджанове, меня назвали камикадзе. Я с этим согласна, но иногда желание что-либо сделать сильнее, чем страх от того, что скажут о тебе или, что будут недовольны. Главное, чтобы ты сам был полон идеей это сделать. Его история – моё самое главное вдохновение. Через историю жизни этого человека можно было отразить и показать историю целого поколения, историю страны, историю той жизни, которой мы жили все, и как мы жили. И, может быть, будем жить дальше», — рассказывает Олена.

Вместе с тем Фетисова хотела представить публике не конкретную историю о человеке Параджанове, а кинематографический рассказ о той эпохе, в которой жил известный кинорежиссер и сценарист. «Я хотела передать послание о том, что работа художника сложна. Создавать то, что ты хочешь, и тогда, и сейчас, и завтра непросто. Такова жизнь настоящего художника и мастера», — считает украинский продюсер.

Олена Фетисова работала над фильмом пять лет. По ее словам, работа сильно повлияла на её личность. «Это первый полнометражный фильм в качестве режиссера. Каждый день просыпаешься и ложишься с мыслью о том, что ты делаешь. Кроме этого фильма, на протяжении пяти лет ничем не занималась. Лента помогла укрепиться как личности, укрепиться в работе над сценарием и образом», — отметила Фетисова.

Работая над фильмом, авторы не прибегали к стереотипам и не стремились создавать клише. «Эпоха играла большую роль, но, создавая ее, мы не прибегали к стереотипам. Плохих людей в фильме нет. Баланс соблюден. Возможно, кто-нибудь сможет лучше показать внутренний мир Параджанова», — говорить Олена.

Олена Фестисова на встрече рассказала, что в 1971-ом году Сергей Параджанов приезжал в Минск, чтобы представить свой фильм «Саят-Нова». И, как оказалось, организаторы фестиваля нашли людей, которые присутствовали на той встрече. Журналист Ирина Гуринович  и искусствовед Нина Марченко поделились с присутствующими событиями тех лет.

— Встреча Сергея Параджанова с молодежью произошла по инициативе ЦК ВЛКСМ, — рассказала Нина Марченко – Тогда работал Клуб творческой молодежи, по приглашению которого практически каждый месяц к нам приезжали интересные люди. В беседе с молодежью  Параджанов не обошелся без оценки творчества режиссеров того времени, но в основном мы разговаривали о фильме «Саят-Нова».

Ирина Гуринович добавила, что после просмотра фильмов не было аплодисментов, хотя в зале собралась творческая элита. «Параджанов объяснил, почему он гений: «Я экранизирую эпос. А что это такое? Эпос – это творческое понимание народом себя». Когда он нам все разъяснил, дал ключи к кодам своего фильма, мы пересмотрели его второй раз, а уже после окончания этого просмотра аплодисменты не смолкали», — поделилась журналист.

kinopoisk.ru

Аплодисменты были и после просмотра фильма «Параджанов». Я смотрела его на одном дыхании, где-то радостно смеялась, какие-то кадры и слова — делали меня счастливой, в каких-то моментах не соглашалась с тем, что видела и слышала, но чувство гордости – переполняло меня. В этом материале я принципиально не хотела бы давать какие-либо оценки ленте – пусть, это делают кинокритики. Но то, что фильм о Параджанове никого не оставит равнодушным – сказать хочу!

«Я армянин, который родился в Грузии, и обвиняемый в украинском национализме», — говорит в фильме Параджанов. Украина, Грузия, Армения и Франция — с этими странами была тесно связана судьба Сергея Параджанова, поэтому неудивительно, что кинематографисты именно этих стран объединились в работе над фильмом о Великом режиссере.

К слову, «Параджанов» — выдвинут на «Оскар» от Украины, и уже успел завоевать хорошую репутацию в Европе.

Напоследок, я попросила поделиться впечатлениями после просмотра фильма моих коллег. В комментариях вы также сможете оставить свои впечатления о «Параджанове».

Анна Иваницкая, автор программы «Кинометраж» на радио «Мир»: «Параджанов в этом фильме – эпатажный человек-мотылёк, попавший в ловушку. Его преследуют из-за политических взглядов, сексуальной ориентации (впрочем, по ходу фильма зритель узнаёт, что оболгали: режиссёр здесь убеждённый гетеросексуал) и творческого видения. Киногерою ломают крылья, но он выживает. Образ мученика в колоритном окружении, отстаивающего самобытность народов, — выигрышное сочетание для того, чтобы фильм посмотрели в Западной Европе. И дали ему награду. Или даже несколько. Но хотелось бы верить, что Сергей Параджанов был гораздо глубже и интереснее этого человека с экрана». 

Марианна Муренкова, корреспондент телеканала Беларусь 1: «Фильм «Параджанов»- лента выбивающаяся из привычных представлений о фильме-биографии. Когда я шла на «листопадовскую» премьеру от украинско-армянских режиссёров, я предполагала увидеть следующую картину: Параджанов — как рождающийся гений в процессе жизненных неурядиц, в результате —  зрителю, как обычно, режиссёрский взгляд не предоставит выбора,  — как только сделать вывод об избранности Маэстро. Но меня ждало приятно разочарование. Фильм о Параджанове — это фильм, который отталкивается в первую очередь не от хроники, а от сознания Параджанова. Этот фильм прописан неким «параджановским» почерком. От композиции до монтажных приёмов – это необычность оригинального видения мира режиссёром — и вот что главное! Ведь им проникнуто не только всё его творчество, а вся его жизнь, что буквально иногда превращалась в буффонаду. Мы посмотрели фильм, мы увидели трагизм, мы увидели силу натуры, мы увидели трагедию личности , что родилась не в то время, не в той стране, мы увидели оптимиста, который пропустил свою гениальную жизнь из-за времени и чужого самодурства. Но, что главное, мы сами сделали этот вывод… или не сделали. Но выбор был дан».

P.S. Более подробно о приезде Сергея Параджанова в Минск, можно прочесть в материале  известного белорусского журналиста, режиссера и сценариста — Олега Белоусова, который еще при жизни, в 2009-ом году, успел поделиться этой историей с читателями газеты «Миасин». — Прим. авт.

 Нона НЕРСЕСЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: