Выставка Рипсиме Геворкян прошла в Минске

7DRh8aI13k89 апреля «И мысль, и полёт, и страсть» Рипсиме Геворкян предстали на суд ценителей искусства. Скульптор познакомила посетителей со своими новыми работами. Девятнадцать композиций было выставлено в фойе Белорусской государственной академии музыки.

В музыкальном вузе параллельно проходило масштабное событие – международный фестиваль этнокультур в рамках научных чтений памяти Л. С. Мухаринской. На торжественном открытии выставки проректор по научной работе Наталья Олеговна Арутюнова была рада принять в стенах этого музыкального храма талантливую гостью мероприятия, ведь объединение в творчестве Рипсиме влияний искусства Беларуси и Армении и представление этого синтеза на выставке – это большой толчок к  культурному диалогу, развитию и взаимодействию этих двух стран, и Академия музыки старается сохранять дружественные международные отношения в области не только музыкального, но и других видов искусства. Встреча не обошлась без тех людей, которые являются для Рипсиме ориентиром в профессии, вкладывают в неё часть своей души и таланта и наставляют на правильные пути в формировании творческой личности. Это автор памятника Сымону Будному в Несвиже, преподаватель Рипсиме Светлана Григорьевна Горбунова, и декан архитектурного факультета БНТУ, доктор архитектуры, профессор Армен Сергеевич Сардаров, и доктор искусствоведения, профессор Надежда Федоровна Высоцкая. Они пришли поддержать, выразить свои пожелания и дать ценные советы молодому скульптору. От лица армян Беларуси присутствовал и советник Посольства Армении в Республике Беларусь Гагик Айрапетян.

0t_Ku0u_LYI

Когда посетители подходили к Рипсиме, чтобы выразить своё восхищение, скульптор краснела и скромно благодарила. «Мнения людей, которые пришли на мою выставку, очень важны и ценны. Я понимаю, что до совершенства мне ещё предстоит преодолеть трудный и тернистый путь, но я буду стараться. Спасибо большое всем».

aeKwqC42LZk

Работы Рипсиме Геворкян интересны своей неповторимостью, искренностью и одновременно таят в себе много смысловых загадок. Понять смысл некоторых этюдов так, как разгадать суть хорошей песни, удаётся не всем и не сразу. Нужно внимательно присмотреться к фигурам, прислушаться к своему воображению. Одна и та же скульптура, как одна и та же мелодия, у разных людей вызывает различные ассоциации. Приведём в пример произведение «Цветение сакуры». Останавливаясь возле него, кто-то вспоминал о богатстве красоты и созерцательности японского искусства, кто-то – историю Японии, а любители путешествий делились между собой своими  впечатлениями о Стране Восходящего Солнца. Но все гости выставки сошлись в одном – автор безумно талантлива.

В классический стиль непосредственно и незамысловато проникают элементы современной скульптуры. Широка палитра тем композиций – бытовая, мифологическая, историческая; присутствует сюжет из русской литературы («Демон»). Ярко выделяется философская тематика. О собирании этой копилки сюжетов, мыслей и идей Рипсиме Геворкян рассказывает, что некоторые из них находились совершенно случайно:

«Мама порекомендовала прочесть очень интересный сборник философских трудов  (Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс». – Прим. ред.). Он был посвящён феномену толпы, массы. В процессе прочтения возникло желание создать скульптурный сюжет «Человек массы». В вышеупомянутом сборнике излагалась идея о склонности человека идти вслед за толпой. Куда она – туда и он. Я прониклась сутью данной идеи и решила передать это философское высказывание с помощью изображения жестов в скульптурной композиции. Она построена таким образом: люди стоят в одном направлении, но у них различные позы. Они будто отличаются друг от друга, но в целом сливаются в единую массу, и в данном случае – безликую и бездушную».

fAyMJzMt34Y

Для справки приведём цитату философа: «Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; кто чувствует, что он — «точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». (Хосе Ортега-и-Гассет)

Из этой области выделяются также «Замкнутое пространство», «Бегство от свободы» и «Безмятежный сон».

Философской тематике была посвящена только часть работ. Другая не менее важная образная сфера экспозиции – исторические сюжеты. В них нашли отражение события, происходившие в различные эпохи и в разных точках земного шара: Армении («Плач о городе Ани», «Ара Прекрасный и Семирамида», «Молитва»), Древней Греции («Крез и Солон»), Беларуси («Коронация Ягайло», «Витовт»). Как раз достойное место в этой области занимает не присутствовавшая на выставке работа «Грюнвальдская битва», ставшая для Рипсиме Геворкян своего рода переломной – с ней она выиграла 10-ый Республиканский художественный конкурс.

Присутствовали в экспозиции и мифологические сюжеты разных стран мира. Прослеживается жанровая линия в композициях «Эриманфский кабан», «Ярило»; рост как бы ввысь, но в уменьшённом масштабе примечателен в воплощении древнеармянского бога огня Ваагна.

Не забывает Рипсиме Геворкян и про историю своего рода, своей семьи. Скульптура с названием «Оровел» изображает её любимых бабушку и дедушку как воспоминание о далёкой родине, о песне предков, прошедшей сквозь поколения и оставившей глубокий след в душе тоскующей творящей горянки. Мама Рипсиме, руководитель ансамбля «Эребуни» Рузанна Георгиевна Аванесян поделилась своими переживаниями при взгляде на этот бытовой сюжет: «Рипсиме глубоко и точно передала образ моих родителей. Без грусти я не могу смотреть на эту скульптуру. Фигуры сидящих  рядом  пожилых людей как бы символизируют неотвратимую скоротечность времени».  

Роль семьи в воспитании юного мастера неоднократно подчёркивалась гостями мероприятия. Рипсиме была искренне благодарна за всестороннюю поддержку и помощь своих родных.

0t_Ku0u_LYIВ числе посетителей присутствовали и друзья Рипсиме из ансамбля «Эребуни», в котором она танцует уже более года. И корифеи, и мы с новым основным составом с удовольствием оценили воплощённую в произведениях суть дара молодого мастера и отметили, что Рипсиме – это неотъемлемая часть культуры Армении и Спюрка, а для нас — часть нашей большой и дружной семьи. Это наша гордость.

В ходе просмотра нас приятно удивила одна интересная особенность: у некоторых скульптур нет лица, все эмоции сконцентрировались в пластике и передаче движения. Чтобы выполнить такую работу, нужно обладать талантом, фантазией и предосознанием тенденций в современной скульптуре.

В этот знаменательный день звучало ещё много поздравлений в адрес виновницы торжества. Экспозиция завершилась около девяти вечера под радостное и магически завораживающее пение наших любимых бабушек из фольклорного коллектива деревни Заледынье Ивановского района Брестской области, доносившееся из-за стен концертного зала Академии музыки. И даже после выставки остались приятные и тёплые впечатления от того, какую частичку своего внутреннего мира подарила посетителям Рипсиме Геворкян. На этом её «И мысль, и полёт, и страсть» не заканчиваются. Впереди непростые и волнительные вступительные испытания, учёба в Белорусской государственной академии искусств, серьёзные конкурсы, и следующие за ними творческие успехи, взлёты и огромное количество выставок и экспозиций. Для достижения поставленных целей молодому скульптору следует приложить много усилий, и поэтому «Безмятежный сон» Рипсиме сейчас всего лишь снится.

Алина МИНАХОРЯН

Надежда ТУЛИНОВА

Фото и видео из личного архива Рипсиме ГЕВОРКЯН

Поделитесь ссылкой:

  • Рузанна Аванесян

    Всем большое спасибо за поддержку!!!!!!