Незабываемая поездка «Эребуни» в сказочную Латвию

Ранним холодным утром у здания Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь нас уже поджидал автобус. Компанию нам составили  руководители национально-культурных объединений Республики Беларусь, представители прессы, а также корейский ансамбль «Ариранг», польский ансамбль «Ивенчанка», ансамбль ассоциации белорусских украинцев, Марк Войтко, представляющий Белорусское  общественное объединение греков «Пелопоннес», который подружился со всеми участниками нашего ансамбля

            По дороге мимо проносились красочные пейзажи Беларуси: наши родные поля, сёла. Не миновали мы и прозрачные чистые воды Браславских озёр.

Рига

Прибыв в Ригу, наш ансамбль, долго не раздумывая, отправился на прогулку. Много интересного мы повидали в центре городе: старинные здания различных эпох и стилей – от средневековой готики до модерна. Поражали своей  красотой и величием соборы и храмы. В вечерней темноте сиял волшебным светом дом-музей Черноголовых. Случайно оказались на улице, где снимали известные советские фильмы «Семнадцать мгновений весны», «Шерлок Холмс». Мы пританцовывали под музыку уличного оркестра, который играет различные композиции. Мы были безумно рады, когда нашли неподалёку от исторического центра, на Бастинной горке, армянский Хачкар. Это первый Хачкар во всей Северной Европmiasin1е, он имеет большое духовное, эстетическое  и культурное значение для всех прибалтийских армян.

            Особенно увлекательной получилась наша экскурсия по центру Риги в сопровождении Роберта Геворкяна, который поведал нам обо всех характерных для того или иного стиля архитектурных элементах и материалах.

            На следующий день, нас ждал первый концерт в рамках конференции «Культура объединяет народы». Он проводился в Доме неправительственных организаций. Помимо всей делегации из Беларуси, в концерте принимали участие детский танцевальный ансамбль из Латвии и белорусский фольклорный ансамбль «Надзея», в котором есть и белорусы, и латыши. Программу ансамбля «Эребуни» мне предстояло открыть песней «Ереван». За моим выступлением последовали озорной фольклорный танец «Наре», шедевр Спендиарова «Энзели», колоритный и самобытный арцахский танец «Нахшун Баджи» и дань бессмертной памяти армянскому ашугу «Саят-Нова». Мы все танцевали в своё удmiasin 2овольствие и делились настроением со зрителями, среди них присутствовал и настоятель Армянской Апостольской церкви в Риге Тер Хосров Степанян с супругой Лианной Киракосян. Кстати, на память о нашем празднике, Рипсиме Геворкян написала на мольберте портреты всех участников белорусской делегации.

 

  Армянская Апостольская церковь Святого Григория Просветителя в Риге

 Ансамбль «Эребуни» miasin4отправился в настоящее паломничество в Армянскую Апостольскую церковь Святого Григория Просветителя в Риге. Когда мы прибыли на место, перед нашим взором предстал белый, устремившийся ввысь к небесной тверди храм с острым куполом в форме конуса с крышей, сложенной «гармошкой». Сразу возникла мысль, что древние армянские храмы из потемневшего туфа являются свидетелями многовековой борьбы народа Армении с иноземными захватчиками. И стены этих храмов будто почернели от крови погибших за христианскую веру, от продолжительных тёмных и мрачных периодов в истории армян. А эта белая церковь воплощает собой мирную, светлую веру, поскольку была сооружена совсем недавно, в 2008 году. У входа нас тепло встретили Тер Хосров Степанян, его супруга Лианна Киракосян и представители армянской диаспоры Латвии. Они предложили осмотреть двор и церковные строения.  Вокруг  храма земля усеяна зелёной травкой. Вкруг церкви в гуще елей притаились невысокие фонари.  Вечером, наверно, они напоминают светящихся ангелов, окруживших жилище Бога и славящих Его. А справа от дороги к храму стоит удивительной красоты Хачкар, с ажурными отчеканенными узорами, в которых переплелись традиционные армянские узоры и христианские символы.

            Внутреннее убранство церкви было очень гармоничным. Купол поддерживали четыре колонны, похожие на античные ионические, но вплетение в ордер гроздей винограда давало знать о самобытной фантазии армянских зодчих. На стенах висели изображения библейских сюжетов, выполненных в стиле, характерном для средневековых армянских книжных миниатюр. Алтарь спрятан не царскими воротами, а простым бархатным занавесом. Купол уносился в непомерную высоту, служа, будто дорогой в бескрайнее небесное царство. Можно было разглядеть у основания купола изображения четырёх евангелистов. Мы стояли лицом к алтарю и видели только Иоанна и Марка.

            Я не знаю грабар, поэтому из всего текста литургии я поняла только HayrMer («Отче наш») и TerVoghormea («Господи, помилуй»). Но я прислушивалась к одноголосным песнопениям в ладах с увеличенными секундами, каких в православной духовной музыке не встречается, и к чистому голосу Тер Хосрова, вводящему прихожан в смиренное, сакральное молитвенное состояние. Внимали этому голосу и десятки прихожан, собравшихся разделить радость Входа Господня в Иерусалим. И сразу понятно, какой сплочённостью обладает армянская диаспора в Латвии, как хочет она сохранить в себе потомков первых христиан в мире и быть единым целым в вере; и мне жаль, что у белорусских армян  нет своей церкви и возможности ее построить. Кульминационным моментам литургии стало освящение вербочек. По традиции, освященные вербочки нужно хранить дома до следующего года.  

            После литургии мы ещё какое-то время оставались в храме. Тер Хосров, осеняя нас  крестом, дал нам благословение и предложил организовать небольшой совместный концерт в воскресной школе.

            Воскресная школа располагается на цокольном этаже церкви.  Помещение небольшое, но очень уютное. Здесь воспитанники учат армянский язык, поют и танцуют,  а взрослые играют в нарды и просто общаются. Здесь же находится кабинет Тер Хосрова. За несколько минут до нашего маленького концерта Тер Хосров показал нам в своём кабинете рукопись, начертанную рукой самого Комитаса. Это были тексты народных песен и церковных песнопений. Под словесной частью текста были написаны обозначения «хазами» – древними нотными знаками. Они заставили меня вспомнить всю новоармянскую нотопись, разработанную в начале XIX века Амбарцумом Лимонджяном на хазовой основе. Я её нашла в энциклопедическом музыкальном словаре и выучила ещё семь лет назад.

            Совместно с учащимися воскресной школы у ансамбля «Эребуни» получилось сделать концерт «в свободном стиле», без опоры на точную программу. В память о великом Вардапете, который параллельно с собиранием народных песен, часть своей жизни отдал служению Богу в первопрестольном Эчмиадзине и Константинополе, я открыла концерт песней «HovAreq». Мы исполнили танец «Саят-Нова» под его песню «Ashxarhoums», после чего у меня сразу же возникла идея спеть «TamamAshxarh», чтобы создать маленькую сюиту на тему творчества ашуга. Мы представили и другие наши танцы. Причём «Ярхушта» мы исполнили в необычном виде. Из малочисленного мужского состава с нами поехал только Ваагн Геворкян, и на концерте он присутствовал в роли зрителя, поскольку не взял с собой кmiasin3остюм. Но вдруг Рузанна Георгиевна вызвала своего сына из зала, и в танце они стали партнёрами-соперниками! Мать и сын показали настоящий боевой дух, сорвали аплодисменты и подняли с места самого Тер Хосрова! Что касается учениц воскресной школы, они станцевали «Мокац hарснер», «Узундара» и «Кинто». Девочки занимаются танцами всего полгода. В их исполнении мы услышали прекрасные стихи на армянском языке. Последним из них был «Танец сасунцев» Геворга Эмина, в котором звучал призыв  к жителям Сасуна танцевать так, чтобы весь армянский народ объединился в танце на горном склоне Масиса. И моментально наши два ансамбля слились в общую «Ярхушту», отразив единую силу боевого духа Западной Армении.

           

Путешествие в Юрмалу и Краславу

 Моросящий рижский дождик  не испортил наше солнечное настроение. После радостного концерта наш ансамбль отправился в приморскую Юрмалу с её многочисленными домиками и коттеджами, которые были похожи на сказочные замки. В армянском ресторане «Зангезур» мы насытились плотным обедом, организованным для нас гостеприимными хозяевами. Последующая прогулка к  Балтийскому морю позволила насладиться всеми красотами берега: от остатков высохших водорослей на песке, до парящих над небольшими спокойными волнами мутно-зелёного цвета беззаботных белоснежных чаек.

            Побывали мы и в городе Краслава, который расположен вблизи границы с Беларусью. Краслава основана самой полоцкой княгиней Рогнедой. В этом городе на протяжении многих веков мирно живут латыши, белорусы, литовцы, поляки, евреи.

            Зал Краславского Дома культуры по количеству мест и вместимости мог сравниться с Малым залом Дворца Республики. Он был заполнен до отказа – почти вся белорусская община города пришла посмотреть наше выступление. И мы очень уверенно и грациозно представили наши лучшие танцевальные номер и исполнили две песни. Так мы провели незабываемое время в кругу своих лучших друзей в сказочной  Латвии. 

 

Надежда ТУЛИНОВА

Фото автора и Ваагна ГЕВОРКЯНА

Поделитесь ссылкой: