Еще один взгляд на "Разбросанные камни"

С 22 марта по 5 апреля в Минской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошла выставка художника и скульптора Спартака Арутюняна «Разбросанные камни». Экспозиция приурочена к 100-летию Геноцида армян. Название выставки связано отнюдь не с преобладанием скульптурных шедевров в экспозиции, а основано на ассоциации с армянской диаспорой, рассеянной по всему миру. Получилось так, что Спартак Артемович сам стал одним их таких «камней», оказавшись в Беларуси и прожив в этой стране большую часть жизни.

На выставке можно было увидеть более двадцать картин, а также восемь скульптур, две из которых, «Источник» и «Памятник Библии», изображенные на фотографиях крупного формата, уже установлены в Шуши.

Из произведений живописи натюрморт как во всем творчестве Арутюняна, так и в этой экспозиции занял самое высокое и важное место. Образцы этого жанра привлекают внимание многообразием палитры красок, преобладанием «теплых» цветов. _cJsvhUDnR0
В натюрмортах, где главным объектом являются цветы, прочерчиваются тонко переданные мелкие штрихи и линии, игра оттенков. Падающий свет создает эффект яркого солнечного дня (отсюда и название — «Солнечный»). А на картине «Розы» свет «просачивается» сквозь букет. Когда смотришь на нее, создается ощущение, что цветы сами могут излучать свет.
Цветы также умело изображаются Арутюняном в трансформированном пространстве, скрываясь в распыленной цветовой массе («Элегия»).

Еще одно оригинальное решение – изображение ваз в различных формах. Так, например, в «Романтическом натюрморте» предстает ваза с изящным изгибом, который может ассоциироваться с женской фигурой. Другой вид формы — призматический, с разного рода комбинированными гранями («На фоне гор»). Своеобразие объединения этих двух разновидностей форм в одно целое на картине «Скрипичная музыка» просто удивительно.

Не обошлось на выставке и без картин с лейтмотивом всего творчества Спартака Арутюняна – гранатом как символом любви, плодородия и рассеянных по всему миру сыновей и дочерей Армении. Натюрмортов с гранатом на экспозиции всего два, но даже при взгляде на них создается впечатление, что гранат, как и любой объект живой природы, проходит весь период своей «жизни». На «Гранатовых ветках» он только-только начинает созревать и наливаться, набирать свой цвет; в «Вечности» он уже подан на праздничном блюде, которое распространяет по полотну кристальные лучи.

ngD-C77q74UНельзя не отметить и произведения, относящиеся к жанровой живописи. Сюжеты у них различны, но в каждой из картин можно заметить частичку Армении. Спартак Арутюнян избрал именно те, в которых присутствует музыкальная тема. В глубоком раздумье, приклонив голову к своему сазу, как к своей возлюбленной, которая появляется на заднем плане подобно незабываемой мысли, сочиняет свой Thamam Ashxarh Ptut Eka Саят-Нова. Две девушки в розовых платьях, исполняющие «Танец плодородия», отдаленно напоминают об известной сцене из балета А. Хачатуряна «Гаянэ». Картина «Рождение звезды» говорит о взаимодействии матери и музы, таланта и рода, появлении на свет будущего великого скрипача. Муза со скрипкой посылает талант ребенку, и родителям, а главным образом — матери, чтобы она берегла этот Божий дар и развивала. «Пелена» таланта, исходящая от музы, облекла мать с ребёнком в некую особенную форму, в единое целое, но не утратила связь со своей хозяйкой-музой и с отцом.

mUxdMu30QC0Особенно трогательны моменты детских воспоминаний художника. Картина «Ворота радости» повествует о Входе Господнем в Иерусалим, но за большими каменными арками на месте Святого города вдалеке затерялось родное село Егвард. «Верный друг детства» ‒ давнее воспоминание о стоящей посреди осеннего леса немного грустной дворовой собаке, которая с надеждой ждет своего хозяина.

Тема единственной и неповторимой, полной ярких красок, которые дарит горам и скалам горячее солнце, незаменимой и далекой родины – Армении – богато и свежо отражена в пейзажном жанре. Многие картины, представленные на выставке, не имели названия. Вероятно, так тому и следовало быть. Ведь на картинах Арутюняна каждому склону и вершине свойственен особый, светлый и сочный колорит, который объединяет одно гордое имя страны.

Не обошлось и без основного в творчестве Спартака Арутюняна образа – женского, представленного в портретах и ню («Девушка с гранатом», «Плод»). Дополнительную характеристику женщине как символу продолжения рода присваивает вплетение гранатов в произведения.

Основной темой в скульптурах стала семья. Неразрывность всех ее членов друг с другом ярко демонстрируется на барельефе «Троица». «Материнство» прежде всего пластическими особенностями показывает привязанность матери к ребенку, сидящему на ее коленях. «Источником» стала армянская бабушка, у которой кувшин подобен рогу изобилия, будто из него действительно течет и струится единым потоком мудрость, знания и жизненный опыт.

Были представлены несколько последних работ, выполненных из «случайно найденных» в окрестностях Минска камней. Поиски 4eS_d2vwwxUкамней на Сюникских склонах и придание им образов у Спартака Артёмовича в юности было одним из самых любимых занятий; привязанность к таким поискам сохранилась к настоящему времени, однако перешла на профессиональный уровень. Руки настоящего мастера превратили бесформенные валуны в шедевры: «Аленушка», «Восточная принцесса», «Орел». Арутюнян экспериментирует с недостатками структуры камня, превращая их в достоинства: небольшое рыжее пятно на темно-сером камне сформовано в изображение льва, которое напоминает о наскальных рисунках первобытных людей и возвращает в эпоху возникновения искусства на Земле.

Несмотря на то, что выставка «Разбросанные камни» была приурочена к 100-летию Геноцида армян, не было ни одной картины или скульптуры, в которой была бы затронута эта тема. Сам художник считает, что изображать кровавые сюжеты в своих произведениях, просто не нужно. Своей экспозицией Спартак Арутюнян еще раз показал, насколько оптимистичным и жизнеутверждающим может быть армянское искусство, как оно может пройти сквозь кровавую историю народа, жить и быть  достойным наследием культуры.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: