Прикоснитесь к искусству с Рипсиме Геворкян…

22 января в Национальном историческом музее Республики Беларусь торжественно открылась Республиканская художественная выставка «Таланты Беларуси», посвящённая 20-летию деятельности Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи.
Всего наград фонда удостоены более 3000 молодых дарований, и 500 из них это художники и скульпторы. На выставке были экспонированы работы 10 обладателей наград, причём некоторые из них, например, Алеся Скоробогатая и Константин Костюченко являются прославленными мастерами, представившими свои творения далеко за пределами Беларуси. Участвовать в выставке такого уровня посчастливилось и студентке Белорусской государственной академии искусств Рипсиме Геворкян, ведь в 2014 году она также была удостоена звания дипломанта фонда.

7HH-5mMke4g
Музыкальным украшением вечера послужило выступление выпускницы Белорусской государственной академии музыки Анастасии Храпицкой, исполнившей контрастные друг другу романсы П. И. Чайковского «Скажи, о чём в тени ветвей» и «Кукушка». Поздравления, пожелания и наставления молодым талантам на долгий творческий путь прозвучали от ректора БГАИ Михаила Григорьевича Борозны, председателя Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи Екатерины Николаевны Дуловой и директора Национального исторического музея Нины Владимировны Колымаго.

Важность открытия выставки как праздника молодости и радости творческого труда была отмечена заместителем министра культуры Республики Беларусь Ириной Дригой: «Радость труда требует, чтобы все, что сделано хорошо, было замечено. Так сказал один из классиков нашей белорусской литературы. Вдвойне это нужно молодым, тем, кто делает свои первые шаги в искусстве», — цитирует belta.by.
После официальной части открытия выставки её первые посетители могли прогуляться по просторному залу под звуки гениальной музыки фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского в исполнении студентки БГАМ Марии Матвиевской.

Vv_Lu4odJk8
Одним из объектов пристального внимания посетителей стала скульптурная композиция Рипсиме Геворкян «Анастасия Слуцкая». В конце минувшего года данная работа приняла участие в республиканском конкурсе проектов памятника княгине, среди которых выбирали один лучший для последующего возведения рядом со старым зданием Слуцкого городского дома культуры.

У Рипсиме Анастасия Слуцкая представлена настоящей преданной защитницей своего города и своего народа, готовая отразить вражеские атаки крымско-татарских завоевателей, подняв свой острый закалённый меч на тех, кто посмел вторгнуться на её родную землю. «Анастасия» Рипсиме Геворкян – живое воплощение духа борьбы и воинской доблести, женщины в военном действии – скорее, такой, какой могла бы быть воплощена и национальная героиня Франции Жанна д’Арк, а ведь многие часто сравнивают белорусскую княгиню с Орлеанской девой.

Посмотрим на выражение лица Анастасии. С каким чувством патриотизма, любви к народу, невероятной  силой и стремлением нанести сокрушительный удар противнику зовёт княгиня войска к бою! И с левой рукой, вытянутой вперёд с целью противостояния потоку вражеских сил, Рипсиме тоже не прогадала – ведь в её родной Армении этот жест также носит глубоко негативный смысл и подаётся обычно женщинами, означая проклятие и ненависть. Ненависть к крымско-татарским мракобесам, осмелившимся зверски набегать на Слуцк, который Анастасия защитила как родной дом, а его жителей – как свою семью.

nk4G5Zolqqw

Но при всех боевых воинских достоинствах героиня сохранила женские черты – на это намекают  стройность фигуры и уже часто присваемый женским персонажам Геворкян высокий рост, который делает фигуру ещё более утончённой. Такое воплощённое в творческой работе представление скульптора о выдающейся княгине не смогло не оставить положительного впечатления у посетителей выставки, причём оценивали работу как любители искусства, так и профессионалы.

Не забыла Рипсиме Геворкян познакомить белорусских посетителей и с культурой того народа, частичкой которого скульптор является. Вторая работа посвящена Комитасу — выдающемуся деятелю армянской музыкальной культуры, композитору, певцу и собирателю песенного фольклора. На выставке скульптура экспонировалась под названием «Учитель» — одним из простых значений «второго» имени, данного армянами Комитасу —  «Вардапет». Это слово у армян точнее и шире по смыслу: вардапет – это учитель, просветитель и сокровищница песенной мудрости армянского народа с большой буквы. Закрытые глаза сидящего в сосредоточенной позе Комитаса подкрепляют его серьёзный, интеллектуальный, творящий образ зрелого мастера. Данная скульптура заставила вспомнить строки бессмертной поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня»:

Դու՝ խազերի մեր քերական,
Դու՝ հոգևոր մեր շարական…
(VI. Ահագնացող արձաանք; Ղօղանջ թաղման և յարութեան)

Великий исцелитель ран,
Грамматик хазов и толмач,
От музыки мудрейший врач!
Сумевший нас собрать
Всех – до единой до крупицы,
Чтоб нам в небытии не раствориться,
И нет тебя загадочней доселе…
(VI. Пугающая гулкость эха; Перегуд воскрешения и погребения)
(Пер. А. Сагратяна)

Сам материал, из которого выполнен бюст – широко распространённый в Армении строительный камень туф – позволяет выделяться среди картин и скульптур белорусских авторов своим неповторимым колоритом из недр глубокой древности. Комитас Геворкян воплощён скульптором как человек, мыслящий глубоко и вдумчиво: возможно, он занимается гармонизацией или переложением для хора собранных им песен, таких как Kali Yerg («Песня молотьбы») или Krunk («Журавль»), или задумывает воплощение народных песен в своих операх, правда, незавершённых. Спокойное и отрешённое выражение лица Комитаса показывает, что Вардапет полностью погружён в мир армянской народной музыки, которую он собирал и копил на протяжении долгого времени.

qgjz5iEnC5s

Ա՜խ, Վարդապե՛տ, նորից այնօր
Մտքերից` մէգ, աչքերից մուժ դու ցրեցիր,
Աշխարհում մեզ դու պարզերես դարձրեցիր…
(IV. Ծավալիող համազանգ; Ղօղանջ մրցավարտի)

Ах, Вардапет, в урочный час
Ты мыслями раздвинул тьму,
С глаз пелену убрал, уму
Позволил осязать простор,
Дав миру сущему понять:
Армян нельзя не уважать…
(IV. Перезвон ширящийся; Перегуд конца состязания)
(Пер. А. Сагратяна)

Очень хочется верить, что поддержка Специального фонда Президента Республики Беларусь и, конечно же, всех родных и близких дала Рипсиме Геворкян хороший стимул, толчок к новым творческим открытиям, свершениям и победам. И возможно, что через некоторое время молодой скульптор превратится в по-настоящему зрелого мастера, а пройденный молодые годы ознаменуются в её жизни как «ранний период творчества». Выставка продлится до 7 февраля.

Надежда ТУЛИНОВА

Поделитесь ссылкой: