Застывшие мгновения армянской красоты. Выставка скульптур и картин «Размышления на двоих»

В фойе перед входом в большой зал Белорусской государственной академии музыки в рамках юбилейных XXV Научных чтений памяти Л. С. Мухаринской открылась выставка двух молодых талантов – студентки 2 курса Белорусской государственной академии искусств, скульптора Рипсиме Геворкян и будущего учащегося гимназии-колледжа искусств им. Ахремчика, юного художника Игната Мельниченко. «Размышления на двоих», воплощённые в картинах и скульптурах юных дарований, предстали перед посетителями под сводами храма музыки. Казалось бы, все виды искусства в этот день слились воедино, погрузив почитателей высокого в свой огромный мир персонажей и образов.

Множество посетителей собралось на выставке, и не только потому, что почуяли потребность в наслаждении прекрасным, но и для того, чтобы поздравить триумфаторов мероприятия, высказать своё восхищение и передать наилучшие  пожелания. О значительном творческом росте и движении вперёд молодого скульптора сказала Наталья Олеговна Арутюнова, проректор по научной работе Белорусской государственной академии музыки:

«Работы Рипсиме мы встречаем в Академии уже в третий раз, с огромным удовольствием наблюдая, как расправляются крылья молодого скульптора, как расцветает талант Рипсиме, её красота внешняя и духовная, как растёт глубина её художественных замыслов».

Также талант девушки отметила известный белорусский искусствовед Надежда Фёдоровна Высоцкая:

«На моих глазах подрастает наша молодёжь, которая с каждым годом становится масштабнее и сильнее. К младшему поколению переходят лучшие традиции белорусской художественной школы. Рипсиме впитала эти традиции ещё будучи воспитанницей гимназии-колледжа им. Ахремчика, ученицей Светланы Горбуновой. Она упорно обращается к своей национальной истории, умеет её показать, потому что любит свою Родину. Благодаря непосредственному интересу к людям, окружающему миру, к своей школе, вылившемуся в огромнейший труд, Рипсиме не случайно получила звание дипломанта Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Она стала гордостью Белорусской государственной академии искусств, которая, надеюсь, что в скором времени получит новое имя — Белорусской академии художеств, о чём так мечтал Михаил Аркадьевич Савицкий. Успехов, счастья, здоровья, а самое главное – любви к делу, которым вы занимаетесь».

А декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета Армен Сергеевич Сардаров напомнил о главной особенности творческого феномена Рипсиме Геворкян историей из книги древнегреческого философа II-III вв. до н. э. Флавия Филострата:

«Две тысячи лет назад один древнегреческий философ (Аполлоний Тианский. – Прим. Н. Т.), путешествуя, заехал в Древний Египет. Увидел там статуи богов Амона, Ра. Они ему не понравились, и он высказал своё отрицательное мнение публично древнеегипетским жрецам, на что те ответили:  — «Слушай, разве ваши Фидии и Праксители видели богов? Главное – это воображение». Это качество и имеет эта талантливая девочка».

И с этими словами Рипсиме приняла от Сардарова в подарок его собственную книгу «Маці-зямля». К слову, среди представленных на выставке скульптур в центре стоял, принимая у себя монументы, как гостей, макет Белоруской государственной академии музыки; Сардаров принимал участие в создании этого макета, и им самим было отмечено, что он тоже вместе с Рипсиме и Игнатом стал участником экспозиции.
Если два года назад в БГАМ Рипсиме Геворкян было экспонировано многообразие тем и сюжетов, воплощённых в скульптуре, то в нынешнем году доминирующей темой для выставки становится Армения. В последнее время скульптор всё чаще обращается к истории и культуре своей родной земли, к её известным личностям, самобытным образам и характерам. Самым масштабным произведением в экспозиции стал мощный батальный эпизод под названием «Торжество духа», созданный по мотивам армянского эпоса «Ара Прекрасный и Семирамида». Это дипломная работа Рипсиме, с которой она блестяще завершила учёбу в гимназии-колледже им. Ахремчика. Геворкян всегда увлекали сюжеты битв, героики, борьбы человека со злыми силами и врагами. И стремление точно и многогранно воплотить могущество, силу непобедимого армянского царя и отчаянно сопротивляющихся, но сдающихся ассирийцев заслужило высокой оценки мастеров-профессионалов. По словам её мамы, художественного руководителя ансамбля «Эребуни» Рузанны Аванесян, ни один выпускник колледжа на тот момент до Геворкян не выполнял дипломной работы подобного масштаба.

_cYcaXdaCkAВеличие своей страны в период древности воплощено Рипсиме в исторических образах. Царственно воссел на постаменте самый выдающийся за всю историю Армении политический деятель — Тигран Великий.
Большинство работ, созданные на армянскую тематику, прекрасно влились в контекст фестиваля, проходившего в музыкальном вузе, поскольку сюжеты и образы этих скульптур тесно связаны с музыкой. Таковы, к примеру, воплощения известнейших армянских певцов, оставивших после себя обилие национального фольклора – «Саят-Нова и царевна Анна», «Вардапет». Полный глубокой задумчивой тоски, склонил голову придворный певец к своей возлюбленной, сестре грузинского царя Ираклия II Анне. Возможно, именно с этим романом связано обилие любовной лирики в песенном творчестве ашуга. А неподалёку, освещаемый светом бра, перед посетителями предстал спокойный, задумчивый, в сосредоточенной позе выдающийся собиратель армянских народных песен Комитас.

GLUvzP9tkeAТесно, по-братски объединились в «Танце сасунцев» трое крестьян. Воплощение скульптором каждого из них в разных позах даёт понять, что это не профессиональные танцоры, а простые парни из западноармянской глубинки, двигающиеся от души и в своё удовольствие. Толпа прихожан, чинно опустивших взгляд перед алтарём Бога, поёт молитвенные песнопения на рельефе «Литургия» — здесь видна связь уже с музыкой духовной. На тёмной структуре дерева проступают светлые отпечатки – прихожан как будто осеняют лучи небесного света, ведь Бог услышал звучание древнего патарага.

Также на выставке были экспонированы ещё несколько работ Рипсиме Геворкян. Одна из таких — непоколебимая в борьбе с крымско-татарскими завоевателями, белорусская последовательница Жанны д’Арк «Анастасия Слуцкая». Также отметим, что в творческой копилке Рипсиме – большое количество бюстов, выполненных с натуры. Ряд таких работ образовал серию «Мой современник», а на выставку смог «приехать» один из них – Игнат Мельниченко. Да-да, не только сам, но и воплощённый в гипсе.

Игнат  обучается живописи и графике в Минской архитектурно-художественной гимназии №75 им. Масленникова, в классе Петра Фёдоровича Свиридова. В экспонированных в БГАМ работах уже наблюдается большой творческий потенциал и умение чувствовать прекрасное. Свои картины, созданные в жанре натюрморта – «Натюрморт с физалисами» и «Натюрморт с самоваром, чайником, блюдом и фруктами» Игнат Мельниченко нарисовал ещё в раннем подростковом возрасте. Уже тогда у него проявилась способность чувствовать цвета, гармонично комбинировать оттенки. Игнат имеет белорусские и армянские корни (его мама, Лусине Налбандян, является солисткой Белгосфилармонии и талантливым исполнителем народных песен), в его творчестве представлена природа и архитектура как Беларуси, так и Армении, и юный будущий живописец одинаково органично воплощает красоту и неповторимость этих контрастных друг другу стран, потому что он искренне любит свои обе Родины.

qoeer1Joxds

В картине «Лошица. Июнь” открывается свежий, летний пейзаж минского уголка; его можно воспринять как иллюстрацию для детской книги. Буквально каждая линия проработана в красочном пейзаже «Жнівеньскі ветравей», и этим создаётся ощущение, что этот весёлый летный ветер- шалун  готов развеять по свету и небо, и облака, и листья с дерева на белорусском поле, на которое уже пришла пора жатвы. Языком тонкого гелевого стержня написано изображение старинного храма Рождества Богородицы в Мурованке, недалеко от которого поник обветшалый  дуб.

Теме Армении Игнат посвятил две работы в разных видах искусства: картину «Руины возле Севана», на котором в глубокой дымке на фоне величественных гор затерялись полуразрушенные дома, и макет церкви Святой Рипсиме. В уменьшённом Игнатом виде храм выглядит весьма светлым и обновлённым.

Kg7cgiKG0PI
Поле открытия выставки посетителей ждал концерт «В мире армянского фольклора» танцевального ансамбля «Эребуни», солистам которого являются и Рипсиме Геворкян, и Игнат Мельниченко. «Размышления на двоих» влились в открытый диалог со зрителем целого коллектива.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: