С дудуком станем друзьями

Концертная программа исполнительницы на народных духовых инструментах Каринэ Дрноян состоялась в кафе «ВкусноЧай». Выпускница Белорусского государственного университета культуры и искусств, лауреат многочисленных международных конкурсов и молодой преподаватель Школы искусств уже известна и армянским, и белорусским зрителям как уникальный для Беларуси мультиинструменталист и единственная в синеокой исполнительница на дудуке. В уютной, гостеприимной атмосфере, которую дополняло ощущение маленького чайного королевства, Каринэ Дрноян поделилась со зрителями не только мастерством игры на инструменте с душой абрикосового дерева, но и составила дудуку дружную компанию из белорусских народных инструментов — дудки и окарины.

Каринэ Дрноян великолепно исполнила разнообразные композиции, среди которых были армянские народные мелодии, такие как Mejs Kyanq Chmnas гусана Шерама и самая известная широкой публике песня Ov Sirun Sirun. Причем Каринэ претворила армянскую музыку не только в звучании абрикосового дерева. Она сделала попытку соединения инструментальных голосов Армении и Беларуси, подключив к уже записанной в сопровождении мелодии дудука чистый и мягкий тембр окарины — таким образом, получился прекрасный белорусско-армянский дуэт. Помимо мелодий, отобранных из огромной сокровищницы своей далекой родины, Каринэ Дрноян сыграла  произведения белорусских авторов («Опавшие листья» Ж. Космы в переложении Александра Кремко) и даже мировые хиты  — мексиканскую песню El Condor Paso, Quizas Освальдо Фарреса, L’amour Et Blue Поля Мориа. Как позже призналась сама исполнительница, она никогда не разучивает мелодию, если она ей не понравилась. Каринэ шлифует только те композиции, которые действительно западают в душу.

Во время своего камерного перформанса Каринэ поделилась со зрителями некоторыми секретами освоенных ею инструментов и игры на них. Исполнение на дудуке требует хорошо поставленного дыхания и аппарата. Характерная насыщенность тембра достигается за счет мощного упора на щеки. Карине обратила внимание зрителей на интересные особенности инструмента.  Для взятия самой низкой ноты необходимо перекрыть самое нижнее отверстие дудука. Дотянуться до него даже мизинцем неудобно, и поэтому мастера закрывают нижнее отверстие для извлечения этой ноты необычным способом: они придавливают его животом. Чтобы дудук звучал мягко и чисто, условия для этого должна создать исправность конструкции инструмента. Особое внимание Карине обратила на весьма важную часть инструмента — втулку для вдувания воздуха (арм. pipich). На нее не должна попасть ни малейшая капля влаги, в противном случае будут возникать технические неполадки и звучание дудука будет не таким плотным и чистым. Дрноян отметила, что самые надежные втулки pipich изготавливаются из настоящего карабахского камыша. Но собрать и привезти камыш из Арцаха в настоящее время довольно проблематично из-за неспокойного положения и перестрелок в условиях Нагорно-Карабахского конфликта.

Для тех зрителей, кто, возможно, уже слышал дудук, но пока только в мужском исполнении, Каринэ развеяла миф о том, что на нем положено играть только мужчинам, ведь в настоящее время происходит, можно считать, эмансипация исполнительства на духовых инструментах. Причем не только по половому, но и по возрастному признаку — на дудуке начинают учиться играть даже армянские дети. В качестве примера Каринэ поведала о 7-летнем Татуле Амбарцумяне, уже покорившем своей игрой на дудуке просторы интернета. В самой Армении, где Дрноян осваивала дудук, есть девочки, которые хотят учиться играть на этом совсем непростом инструменте (хотя чаще всего родители девочек отдают предпочтение классу флейты). В своей преподавательской практике Каринэ выявила факт, что на духовых инструментах, которые все еще считаются мужскими, учатся играть и девочки из других стран. На международном конкурсе «Золотая труба» в Столбцах, где ученики Дрноян сражались за награды, Каринэ посчастливилось понаблюдать за игрой на тубе конкурсантки из России Алии Султановой, взявшей Гран-при.

Главная задача Дрноян состоит не только в продвижении дудука в Беларуси. Музыкант упорно пропагандирует звучание тех белорусских народных инструментов, которые не пользуются в стране особой популярностью, подобно цимбалам, к таким полузабытым инструментам относятся дудка и окарина. К слову, Каринэ Дрноян занимается этим благородным делом не только как исполнитель, но и как молодой педагог. Специально для Школы искусств, где она и теоретически, и практически приучает младшее поколение к белорусской инструментальной культуре, ею была составлена целая авторская программа по обучению игре на духовых народных инструментах. Энтузиазм молодого музыканта был безоговорочно принят, Каринэ даже предлагали высокую должность на ее отделении. Но карьерный рост для Дрноян не столь важен. Главное – донести до слушателя настоящую живую душу белорусского народа из самой глубины бескрайних полей, адресовать заветное послание нашей миролюбивой, самобытной нации. Не зря белорусские народные музыканты издавна считают, что инструментам, особенно духовым, присущи качества человека, через них не просто проходит воздух, в них вселяется живая душа.

Также Каринэ Дрноян немного рассказала об освоенных ею белорусских народных инструментах. Совсем небольшая по размеру дудка может охватить диапазон в целых 3 октавы. Относительно окарины Дрноян подчеркнула, что она не простая свистулька, а инструмент с большими выразительными возможностями. Здесь хотелось бы поддержать Каринэ и сказать, что это существенная правда, поскольку на обычных игрушечных глиняных свистульках ничего не изобразить, кроме сигналов и подражаний птицам, потому что в них от силы два отверстия. А у окарины их гораздо больше, да и появилась она в Беларуси только в начале ХХ века, проделав долгий путь из далекой Италии. К тому же, свистульки белорусы могли изображать в виде различных животных: коня, козы, вороны и т. д., а форма окарины неизменно продолжает напоминать головку гуся (отсюда и название ocarinaит. гусенок; кстати, у имени Каринэ (Карина) совсем другое значение — лат. дорогая).

Дудук, окарина и дудка – далеко не полный перечень инструментов, которыми овладела Каринэ Дрноян за период своего творческого роста. В скором будущем мультиинструменталистка займется освоением еще одного, не менее колоритного армянского инструмента – зурны, и совсем скоро белорусские зрители и армяне Беларуси услышат громкий, пронзительный клич, призывающий к объединению в энергичных танцевальных мелодиях.

Концертная программа прошла с успехом, несмотря на то, что присутствовал большой процент белорусской публики. И вероятно, после ознакомления с самобытным звучанием инструментов двух контрастных культур, они успели с ними тесно подружиться. Поэтому Каринэ и пришла в голову мысль придумать программе простое и доброе название: «Станем друзьями».

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: