Армянский сын русского народа

Натюрморты выдающегося армянского художника Альберта Папикяна обнаружили журналисты miasin.by в галерее искусств «Предместье» в Минске по адресу: Сторожевская, 6. (Жилой комплекс «У Троицкого»). Живописные полотна, выполнены в классическом стиле, и демонстрируют прекрасный в своей простоте быт армянского народа. Историю появления этих картин в нашей стране рассказал белорусский коллекционер и директор галереи Николай Сечко.

Вместо предисловия

– До появления у нас этих трех натюрмортов, о таком армянском художнике, как Альберт Папикян, я не знал ровным счетом ничего. Полотна привезли нам со Смоленска, в один из промозглых вечеров, откуда именно – не знаю. Сначала наш приятель показал фото на телефоне, нам понравилось, и в марте 2016 года мы купили эти работы. Они были очень грязные, но мы их тряпочкой бережно отмыли и вернули картинам первозданный вид. Скорее всего, что это постановочные натюрморты, сделаны прямо в мастерской. — рассказывает коллекционер Николай Сечко.

Натюрморт с синей тарелкой

Натюрморт с синей тарелкой

— Что интересно, у полотен – авторские рамы, которые он собственноручно подбирал. Они даже подписаны художником. У Папикяна была хорошая школа и хорошие учителя. В то время была такая замечательная особенность, что собирали таланты со всего Советского союза. Во всех республиках искали детей, которые могли и хотели рисовать, осуществляли отбор тех, у кого были художественные способности. Тогда им было просто пробиться! И Альберт Папикян попал в эту волну в 1938 году. — поясняет белорусский коллекционер. — Его высокая подготовка, а это значит, что художник к своим полотнам так просто не относился. Изначально художники такого уровня сами делают подрамник, натягивают на раму холст, сами грунтуют, то есть всю техническую работу, которую сейчас молодые художники не делают, они выполняли. И когда у людей, которые уважают свой труд и свою работу, такой грамотный и правильный, даже я бы сказал человеческий, подход, то они щепетильно относятся к таким нюансам… А вообще, мы приобрели эти натюрморты, даже не понимая до конца, что покупаем, просто по наитию. В мае мы попали в Москву на закрытие выставки Папикяна и приобрели там три книги, рассказывающие о творчестве этого художника. Решили, что приложим их к работам, если их кто-то будет покупать. Позже одно из полотен я разменял с приятелем-коллекционером, но воссоединить их вновь вместе не стоит труда.

Натюрморт

Натюрморт

Художник окружающего мира

«В долине яблоневых и грушевых садов, среди величественных гор над крутым берегом беспокойной речки, расположено небольшое село Налбанд, где в семье учителя математики 25 августа 1926 года родился будущий художник Альберт Степанович Папикян. Эта древняя земля Армения и ее люди на всю жизнь стали героями его картин».

Детство юного дарования не было ничем примечательно до тех пор, пока он не проявил интерес к живописи. Родители всецело поддерживали и развивали талант сына. Через много лет художник будет вспоминать, как отец водил его на природу и на протяжении всего дня сидел на земле, даже в самую суровую погоду, ожидая, когда сын завершит свой пленэр.

Автопортрет

Автопортрет

Вскоре юный талант заметил учитель сельской школы и подарил первую акварель, с которой Альберт уже не расставался никогда. Именно акварельная техника стала его авторским именем, именно в ней он писал большинство своих картин.

Ленинакан. Старый дворик

Ленинакан. Старый дворик

В 1930 году семья принимает важное решение: переехать в Ленинакан, чтобы А.Папикян мог учиться живописи у профессиональных мастеров. Так и случается, в этом же году приходит письмо о поступлении в художественную студию им.Д.С.Меркурова. По прошествии 8 лет Альберт бросает вызов самому себе, он принимает участие в конкурсном наборе в художественную школу для особо одаренных детей, которая находилась в Москве. Этот случай часто будет вспоминать словами, которые на протяжении жизни помогали принимать ему важные решения: «Судьба всегда на стороне решительных». И действительно, А.Папикян становится учащимся первого «Золотого набора» художественной школы.

Молодые энтузиасты, которые были полны творческой энергии, не успели воплотить свои идеи в жизнь, как в их жизнь ворвалась война, заранее обрекая все будущее на провал. Случайным образом Папикян оказывается в Тбилиси и поступает в Тбилисскую академию художеств. Темы войны и потери друзей на какое-то время приводят художника во времена творческого и духовного кризиса. Вскоре, с линии фронта приходит известие о смерти отца, а через несколько месяцев, безуспешно сражаясь с болезнью, умирает и мать. Художник раздавлен, на долгое время он уезжает из родных мест, пытаясь уехать от боли внутри себя. Поступив в 1944 году в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, Альберт Папикян прячет душевные переживания в пределах своих полотен. В течение всего периода обучения, он стал одним из лучших студентов, получал специальную стипендию, а после победы на конкурсе лучших дипломных работ решил уехать покорять столицу.

С 1952 году художник постоянно живет в Москве. Но, тоскуя по Армении, по ее ярким краскам в холодной и серой столице, он снова приезжает на родину. И его душа, как и кисть художника, раскрывается по-новому: наверное, нет уголка, на этой древней земле, где бы он не побывал и не писал ее горы, долины, старинные храмы, города и села. После картин московско-ленинградского периода, с присущей цветовой напряженностью, открытых эмоциональных начал, его свежие работы полны эпической мощи форм, ликующей щедростью красок и торжественностью ритмов.

Родина

Родина

«Пейзажи Армении – это сюита, где неприступные цепи гор с глубокими, темными ущельями перемежаются с цветущими долинами бескрайними просторами, под неповторимым сине-фиолетовым и жарким юным небом, где величественное и прекрасное озеро Севан, облик которого на века вошел в поэзию и искусство Армении, олицетворяет не только красоту жизни, но и саму эту древнюю страну».

Армянский храм

Армянский храм

Озеро Севан

Озеро Севан

Художник часто повторял восточную мудрость: «Кто не любит свои горы, тот не способен любить чужие долины». И действительно, когда смотришь на картины Ленинграда, Москвы, старых русских городов и сел, чувствуешь через эти пейзажи сокровенную любовь к русской земле, ставшей близкой сердцу художника.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

В 1972-1976 годах А.С.Папикян много работает в Ленинграде, в результате чего создает большую серию пейзажей, посвященных городу на Ниве. Потрясающая сознание архитектура города и его окрестностей отражается в пейзажах художника так же, как древнеармянское зодчество, которая привлекает и волнует гармоничной завершенностью  и закономерностью своих художественных форм. Но как меняется цветовая гамма художника, когда он пишет Ленинград! Как ловко и виртуозно он владеет градацией серо-сиренево-голубой палитры красок, как тонко он передает колорит города с его серостью, влажностью и ветром, с повисшими над архитектурными шедеврами облаками, словно противостояние стихии природы и человека. Ленинградские пейзажи занимают важное место в творчестве художника и последние годы жизни, именно пейзаж стал визитной карточкой мастера.

Ленинград

Ленинград

«В живописи самое главное – сама живопись», — любил повторять А.Папикян. Художник и певец окружающего мира вокруг в своих полотнах. Несомненно, он жил творчеством, заполняя им каждый прожитый день своей жизни.

Церковь

Церковь

Скончался художник Альберт Степанович Папикян в 1997 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Однако он оставил после себя богатейшее наследие из картин.

Анна ЦЫБЕНКО,

Мариам ПЕТРОСЯН

Поля

Поля

Пашня

Пашня

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: