Невероятные приключения «Эребуни» в Италии

Армянский танцевальный ансамбль «Эребуни» в составе делегации проекта «Беларусь шматнацыянальная» вновь принял участие в концертных программах за рубежом с 12 по 16 октября. Выступления состоялись в австрийском городе Филлах, а также в итальянском Неаполе и его окрестностях.

Путешествие многонациональной команды состоялось благодаря инициативе Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь. Мощную поддержку в организации концертов оказали Русское культурное общество «Каринтия» в Филлахе и Белорусское общественное объединение «Bellarus» при содействии Почетного консульства Республики Беларусь в Неаполе.

По сравнению с предыдущими международными поездками, в этот раз представлять армянскую культуру в Беларуси отправилось рекордное количество солистов ансамбля и членов армянской диаспоры — 10 человек: 8 участников «Эребуни» (причисляю вновь присоединившегося Роберта Геворкяна, поскольку он был одним из первопроходцев коллектива в далеких 90-х), наш бессменный художественный руководитель Рузанна Аванесян и член Армянского геологического общества Елена Григорян. На одной сцене с нами выступали и коллективы других национальностей, проживающих в Беларуси — квартет «Краяны» Общественного объединения украинцев «Ватра», ансамбль польской песни «Ивенчанка» Союза поляков на Беларуси, корейский танцевальный ансамбль «Ариранг», солисты объединения казахов «Ата-Мекен» и ансамбль еврейской песни «Шалом».

Миновав белорусские леса, польские равнины, просторы Моравии и предгорья Альп, мы осели в небольшом городке Тарвизио неподалеку от австрийско-итальянской границы. Вдалеке от нашего отеля простирался длинный бесконечный альпийский горный хребет, на котором были заметны пока еще зеленые бесснежные гладкие склоны. Все дело в том, что в зимний период сюда съезжаются любители покататься на горных лыжах. Во время прогулки по Тарвизио эти пейзажи напомнили нам армянский Цахкадзор, и мы волей-неволей начинали в эстетическом наслаждении вспоминать и петь армянские песни… По словам Рузанны Аванесян, Италия – ее самая любимая страна мира после Армении. Альпийские пейзажи севера Апеннинского полуострова напоминают Армянское нагорье, местоположение в южных широтах и солнечная погода также являются важными факторами. А если говорить о жителях Италии, то с армянами они достаточно схожи по манерам и темпераменту, и что греха таить, это даже научно доказано: итальянцы – третьи в мире по присутствию армянского гена у народов-неармян.

12 октября председатель Русского культурного общества «Каринтия» Элла Храшан организовала членам концертной делегации экскурсию по Филлаху. Те, кто приехали сюда впервые, пропитывались новизной впечатлений от разноцветных домиков в европейском стиле на центральной улице, а мы, уже побывавшие здесь два года назад, гуляли и вспоминали знакомые нам места — городскую ратушу, мост через реку, отель, в котором мы тогда жили…

Вечером того же дня «Эребуни» выступил в концертном зале «Фолькхауз-Перау» вместе с коллективами других национальностей. Программе предшествовала демонстрация белорусских национальных костюмов, изготовленных Центром народных промыслов и ремесел «Скарбница». Наши девчата проиллюстрировали женскую одежду разных регионов и социальных сословий Беларуси. Рипсиме Геворкян достался костюм, который могли носить в Чечерском районе Гомельщины, на Полесье. Маша Шевчик прошла в белом платье с зеленым фартуком, принадлежавшем «панi» шляхты Великого княжества Литовского; ее поместье могло находиться где-то под Давыд-Городком. Происхождение из высшего сословия выдавал своеобразный высокий головной убор. Я представляла костюм девушки из Молодечненского района. На белом платке, который нежно и лирично смотрелся на Анжелике Епремян, был изображен вышитый гладью растительный узор. Такие платки хранятся и висят на стенах в доме у моей бабушки, в Кореличском районе.

Концерт прошел на еще более высоком уровне, чем два года назад. Гораздо большее количество зрителей приехало посмотреть нашу программу и сценическая площадка была немного шире. На ней «Эребуни» с огоньком исполнили танец «Тамзара», плавно пронеслись по сцене в «Джавахки пар», с особенным карабахским характером представили «Нахшун Баджи». В танцевальной постановке, посвященной выдающемуся армянскому ашугу Саят-Нова блеснула перед зрителями в своей сольной партии Рипсиме Геворкян. По ее словам, ориентиром для воплощения образа царевны Анны в танце является актриса Софико Чиаурели, исполнявшая главную роль в фильме Сергея Параджанова «Цвет граната». Рипсиме всегда представляет ее образ в картине, когда надевает на себя тараз, предназначенный для этого танца. Без песен также не обошлось: я исполнила «Menq Enq u Sarer Mer» Инги и Ануш Аршакян. А пока наш ансамбль и другие артисты выступали на сцене, за кулисами трудился над качеством звука наш незаменимый парбаши в фольклорных танцах Ваагн Геворкян.

13 октября автобус с делегатами триумфально въехал в Неаполь, на площадь Гарибальди. Нас зашли поприветствовать члены общественного объединения «Bellarus» и мы встретили их в прямом смысле с хлебом, большим свежим и ржаным. В честь нашего приезда наградой за нашу долгую дорогу стало посещение одной из неаполитанских пиццерий. В этот вечер мы окончательно убедились, что нигде не бывает такой вкусной и сытной пиццы «Маргарита», как в Неаполе. К слову, ко всем блюдам в меню работники пиццерии подобрали названия неаполитанских песен. Пицца «Маргарита», например, ассоциировалась у них со знаменитой песней «O Sole Mio». Может, в этом что-то и есть — пицца же круглая, как теплое итальянское солнышко!

На следующее утро ребята из «Эребуни» дружной компанией отправились на прогулку по Неаполю. Мы побывали на Площади Плебисцита, где увидели масштабную базилику Сан Франческо ди Паола. Прошли мимо Театра Сан Карло и Королевского Дворца. Но самое главное — мы добрались до набережной Неаполя, где смогли обозревать всю ширь и простор Тирренского моря. Мы не побоялись забраться на самую верхнюю площадку крепости Castel dell’Ovo и посмотреть оттуда вниз на бушующие морские волны.

Вечером 14 октября «Беларусь шматнацыянальная» дала представление в Научном городке, располагавшемся в пригороде Неаполя Баньоли-Ирпино. Концертная программа стала частью и украшением выставки под названием «Le cucine del Mediterraneo e non solo» («Кухни Средиземноморья и не только»). Организатором мероприятия стало общество GNAM Village (Gusto e Natura dell’Alimentazione Mediterranea — «Вкус и природа питания по-средиземноморски»). Оно занимается изучением и пропагандой средиземноморской диеты, а также популяризацией здорового питания среди населения. Во дворе научного городка свои павильоны выставили общины России, Марокко, Мали, Буркина-Фасо и ассоциация «Bellarus»; в них проводились дегустации и мастер-классы для желающих познакомиться с кухней того или иного народа и немного ее постичь.

Пришло время угостить зрителей духовными блюдами культурной многонациональной кухни. «Эребуни» как всегда безупречно «испек, сварил, припустил и подал» свою программу. Армянская кухня, как и танцы, одна из самых древних на земле. Танец из дохристианской эпохи мы исполнили — им была свадебная «Тамзара». А девичий танец «Нахшун Баджи» наши будущие хранительницы домашнего очага преподнесли публике чуть ли не со вкусом слоеной арцахской гаты. Зрители щедро наградили нас аплодисментами, вероятно почувствовав теплоту и вкус армянской танцевальной культуры. После такой насыщенной, сочной и вкусной программы мы заслуженно отведали белорусских драников, испеченных членами ассоциации «Bellarus».

15 октября Рузанна Аванесян организовала нашим ребятам поездку в древний город Помпеи, пострадавший от извержения Везувия в 79 году нашей эры. «Эребуни» в компании с солистами ансамбля «Шалом» гуляли внутри Форума, обследовали руины домов купцов и ремесленников, заглядывали в бывшие жилища знатных людей, обнаруживали даже термы (общественные бани). Яркое впечатление произвели на нас уцелевшие фрагменты фресок на полуразрушенных стенах, например, изображение спящей Венеры и битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III. Во многих внутренних дворах мы вдели фруктовые сады, и на некоторых деревьях висели настоящие яблоки, лимоны и гранаты. Вдоль главных улиц города были предусмотрены фонтанчики, немного похожие на армянские «цайтахпюр». Осенью в Южной Италии температура могла подниматься до 30 градусов, и если во время экскурсии кто-то начинал испытывать жажду, он мог смело подойти к фонтанчику и пить воду.

Роберт Геворкян на фоне Большого театра

Роберт Геворкян на фоне Большого театра

Но когда Роберт Геворкян довел нас до круглой древнеримской арены Большого театра, мы поняли, какую миссию нам тут следует выполнить. Мы выстроились на центральной сценической площадке, на которой когда-то ставились античные театральные пьесы, и станцевали «Тамзара». Свершилось: мы показали древний армянский обрядовый танец на сцене Большого театра. И что, если не в Москве, а в Помпеях, все равно же ведь Большого! Тем более, выступить на той сцене, где 5 тысяч зрителей смотрели пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, согласитесь, гораздо большая честь.

На Форуме и во многих внутренних дворах мы застали масштабную экспозицию скульптур Игоря Миторая, почитателя Микеланджело и Антонио Канова, соединителя классики и постмодернистских тенденций. Герои античных мифов Кентавр, Тезей, Икар, крылатый Эрос в их современном воплощении предстали перед нами в бронзе, железе, терракоте. Каждая скульптура несла в себе крупные философские идеи.

16 октября самым масштабным перформансом «Беларусi шматнацыянальнай» стал концерт в здании бывшей церкви Санта Кроче аль Пургаторио, ныне отданного муниципалитету Неаполя. Перед началом программы участницы ансамбля «Эребуни» приподнесли членам дипломатического корпуса роскошные костюмы представителей белорусской шляхты. А после демонстрации национальных костюмов мы были удостоены чести исполнить нашу программу под сводами старинного храма XVII века. Нас окружали мраморные колоны с ионическими ордерами, сверху с полустертых фресок смотрели на нас святые апостолы. На наши лица и костюмы свысока из небольшого окошка напротив алтаря проливался благодатный свет. Вдохновленные такой обстановкой, «Эребуни» на одном дыхании покорил итальянских зрителей и белорусов Неаполя.

На обратном пути «Беларусь шматнацыянальная» посетила Венецию. Перед началом экскурсии наш ансамбль, как обычно, космополитично «оторвался» от делегации и отправился гулять по своему, свободному маршруту. Мы поднимались на мост Риальто, заходили в различные соборы и музеи, обозревали площадь Сан-Марко, даже несмотря на то, что она оставалась немного затопленной после урагана — благо, помогли деревянные высокие подставки, для того чтобы по ним могла двигаться очередь. С маленьких мостиков мы наблюдали, как плавно и неторопливо по каналам скользят длинные расписные гондолы. Гуляя по набережной, мы наткнулись на Венецианскую академию изящных искусств. Студенты из Испании пропустили нас в один из залов, где выставлялись скульптурные произведения студентов академии. После их просмотра могу сказать, что многие работы Рипсиме Геворкян выполнены не хуже, чем у лучших молодых скульпторов Венеции.

…Наш ансамбль искренне благодарен Аппарату Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь и координатору проекта «Беларусь шматнацыянальная» Александру Сосновичу за предоставленную возможность познакомить с нашей многосторонней армянской культурой зрителей во многих странах Европы. Мы надеемся, что эти незабываемые поездки продолжат осуществляться еще долгое время.

Надежда ТУЛИНОВА

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: