На протяжении столетий Беларусь была в некоторой мере еврейской страной. Завод «Кирова», «Кристал» построены евреями. Улицы города Минска носят еврейские фамилии: Свердлова, Бядули, Казинца. Первая художественная школа открыта живописцем евреем Юделем Пэном. «Ого! – подумал я. – Какой культурный город наш Витебск!» (из книги Марка Шагала «Моя жизнь»). Но чтобы раньше еврей мог чего-то добиться, ему нужно было быть лучше всех вокруг.
В Минске в 2002 году был основан Музей истории и культуры евреев Беларуси, а директор этого музея носит армянскую фамилию. Журналист Сюзанна Степанян посетила музей и пообщалась с его директором — Вадимом Акопяном.
— Расскажите о себе. Кто вы по национальности? Где родились?
— Отец армянин, мать еврейка из Витебска. Родился я в Беларуси. Отец служил здесь в армии, здесь женился и остался.
— Вы говорите по-армянски?
— К сожалению, по-армянски не говорю, а иврит знаю.
— Каково быть смешанным по крови? Кем считаете себя?
— Это расширяет возможности. Сейчас это неизбежно, все перемешиваются. И раньше смешивались, а в современное время тем более. Мне жена говорит: «Когда тебе надо — ты еврей, когда надо – армянин». (Смеётся). Я отвечаю, что у меня на это есть право по рождению. В этом я не вижу проблемы, наоборот — это развязывает руки.
— То, чем вы сейчас занимаетесь в жизни — это случайность? Или вы всегда хотели чего-то подобного?
— Что в этой жизни бывает случайно? В этой жизни ничего случайным не бывает. Первый директор — Инна Герасимова, еврейка, должна была уехать, и искала себе приемника, а я как раз работал в еврейских организациях по исторической части. В результате Инна Герасимова передала это дело мне.
— На ваш взгляд, каково предназначение музея?
— Сохранить память о евреях, которые живут на этих землях уже более 700 лет. Это неотъемлемая часть белоруской истории. К сожалению, в силу исторических причин, в Беларуси мало что сохранилось из материального наследия.
— Как появился еврейский музей?
— Все появляется тогда, когда кому-то становиться это необходимо. Люди из общины и старики приносили вещи, документы, так как не у всех есть дети, внуки, не все интересуются прошлым и историей семьи. В итоге у нас накопилось много предметов
— Хранить уникальные экспонаты для будущих поколений — это благородная цель. Но насколько востребован еврейский музей сегодня?
— Музей востребован. Он прописан во всех путеводителях Минска. Почти каждый день к нам кто-то приходит. Учителя приводят к нам школьников, постоянно заходят туристы. В месяц нас посещают 100-200 человек. В основном это не евреи. А где взять столько евреев? (Смеётся). В Беларуси теперь мало евреев. А этой весной, в мае, наш музей будет участвовать в международной акции «Ночь музеев».
— Есть ли у музея поддержка от государства?
— Государство нас не поддерживает. Этот музей содержит еврейская община. Она оплачивает помещение и мою зарплату.
— Какой, на ваш взгляд, идеальный образ посетителя?
— Я думаю, что это, конечно же, любопытный, интересующийся человек, который походит, посмотрит, почитает, а потом подойдёт и задаст вопросы.
— В чём состояла основная идея создания еврейского музея?
— Чтобы было место, куда человек может принести какие-то сохранившиес
— Удалось ли музею осуществить задуманное?
— Мы постоянно сотрудничаем с израильскими, польскими и многими
— Как вы оцениваете достижения музея за прошедшие 15 лет с момента открытия?
— Проведены десятки выставок, сотни, тысячи людей узнали о евреях Беларуси то, чего раньше не знали. Издан ряд книг и справочников. Возвращены из небытия десятки тысяч имён убитых здесь евреев, о которых ничего не было известно. Собран уникальный архив. Написано много работ по истории Холокоста в Беларуси. Два раза проводились республиканские конкурсы среди школьников и студентов по истории Холокоста в Беларуси. Это было массовое мероприятие. Сотни школьников писали сочинения, научные и исследовательские работы. Подключались десятки учителей Беларуси в рамках своей краеведческой работы, когда многие впервые узнали, что до войны в республике везде жили евреи. Благодаря нашему музею, учителя и школьники начали интересоваться этой темой, стали ухаживать за еврейскими кладбищами, за заброшенными памятниками убитым евреям. Было проведено множество семинаров для белорусских учителей и музейных работников по еврейской истории Беларуси. Иногда удавалось получить какие-то гранты на эти вещи.
— За что не любят евреев?
— Сами евреи могут назвать какие-то причины, по которым их могут не любить. Но на самом деле, на мой взгляд, нет никакой внятной причины. Например, говорят, что евреи жадные. А для меня, самые щедрые люди, кого я знаю, как раз таки евреи и армяне.
— На ваш взгляд, мир сейчас более толерантен чем раньше?
— Конечно! Мир стал несравненно более толерантным. И движется в эту сторону, несмотря на миллионы проблем, войны, ненависть, антисемитизм и шовинизм. Разве можно сравнить то, что было 100 лет назад, с сегодняшним временем? Это же несравнимо! Кто-то говорит: «Посмотри, какой ужас твориться!» А ты посмотри, что было 100 лет назад. Можно ли было подумать об открытии еврейского музея 30 лет назад? Или городской праздник национальных культур — Еврейский день, проходивший прошлым летом. Это ведь раньше даже представить было невозможно! Поэтому с проблемой толерантности сего
— По статистике, в Советском Союзе большинство в
— Это совершенно не так. Хотя, конечно, евреи были представлены среди р
— Как и множеству армян, евреям также приходилось менять фамилии. К примеру, Утёсов 70 лет был Утёсовым, а на самом деле он был Вайсбейном. А сегодня 5-й пункт паспорта уже не судьбоносен?
— Сегодня такое время, когда еврей спокойно может сказать, что он еврей.
— По вашему мнению, как сегодня относятся к евреям в Беларуси?
— Никак не относятся. Нет никакого особого отношения. Конечно, было бы здорово, если бы именами знаменитых евреев были бы названы новые улицы. Взять Витебск, там нет даже улицы Шагала. Когда-то от его работ отказались, а все его работы — это еврейская тема, он ведь чисто еврейский художник. В Израиле в одной из иерусалимских больниц есть его витражи. В Кнессете, парламенте Израиля, один из залов украшен гобеленами и витражами Марка Шагала. Он хотел, чтобы его похоронили на еврейском кладбище в Витебске, где похоронены его родители.
— Почему если еврей — то обязательно успешен?
— Да ну, чушь это всё. Евреи обычные люди. Среди них есть как успешные, так и абсолютные неудачники. Ничего особенного я за свою жизнь не заметил. Это как у Довлатова: «Все думали — еврей, а оказался пьющий человек». В царской России еврей — это была самая нищая часть населения. Не помню имени, но один английский путешественник в своих воспоминаниях о путешествии по России XIX века писал: «Самый бедный русский крестьянин живёт несравненно лучше обычного еврея в черте оседлости». Была дикая нищета. Третья часть евреев — это официальные данные по Росс
— Что такое настоящий еврей?
— Если человек осознаёт себя евреем, значит, он видит свою общую судьбу с еврейским народом. Независимо от того, где он живёт, он ощущает, что у него с этим народом совместное будущее.
— У вас есть дома Тора?
— Да, конечно.
— Чему армянам можно или нужно поучиться у евреев?
— Учиться, учиться и ещё раз учиться. Больше учёбы. У Армении есть
— Кем ощущает себя еврей? Это национальность или образ жизни, или это всё вместе?
— Быть евреем не просто. Кучу проблем получаешь на свою голову. (Смеётся). Тот, кто хочет стать евреем, может пройти процесс гиюра. В Израиле его пройти достаточно просто. Ведь гиюр — это учёба в течение примерно года. Нужно слушать лекции, пройти годовой цикл еврейских праздников и в конце — раввинский суд, где проверят, насколько ты искренне хочешь стать евреем. Когда у евреев тяжёлые времена, гиюр пройти легко, потому что понятно, что у человека нет корыстных целей. Вспомним Руфь из Библии, которая, не будучи еврейкой, стала одной из праматерей еврейского народа. Но евреи никого к себе не завлекают, а наоборот, отговаривают от гиюра, так как ты сильно усложнишь себе жизнь. По еврейским представлениям, все люди попадают в рай: евреи, не евреи. Став евреем, ты получаешь право репатриироваться в Израиль, получить израильский паспорт, а это один из самых лучших паспортов в мире — более ста стран без визы, можешь поехать жить в Израиле, получать пособие. Если бы гиюр можно было бы легко пройти, то многие бы хлынули в Израиль чисто из корыстных соображений.
— Есть евреи, принявшие христианство. Насколько важна религия для еврея?
— Еврей, который крестился, честно говоря, вызывает, как у самих евреев, так и у христиан, чувство брезгливости. Потому что миллионы евреев, в том числе, и его личных предков, умирали за свою веру. И поменять её — это подло по отношению к своим же бабушкам, дедушкам, прабабушкам, прадедушкам и так далее.
— Может ли наш мир существовать без конфликтов на религиозной и национальной почве?
— Мир вообще не может существовать без конфликтов, и человек развивается только на конфликтах. Но конфликты должны быть в рамках разумного, конечно. Без конфликтов невозможно обойтись нигде — ни в семье, ни в обществе. Мир всегда будет развиваться на противоречиях, по-другому у живого человека не может быть.
— Ваши пожелания нашей газете.
— Я желаю газете «Миасин» и дальше продолжать развиваться. Пусть у вас будет ещё больше читателей интересных материалов. Наверное, желать Армянской общине в Беларуси увеличиваться — не очень хорошо, ведь, увеличиваться она может только за счет армян из Армении, а это плохо. Но так или иначе, пусть она будет лучше, больше и активнее.
Сюзанна СТЕПАНЯН
Фото автора
comments powered by HyperComments