Егише Тадевосян – сын своей Родины

С началом XX века открывает новую страницу в изобразительном искусстве Советской Армении знаковая фигура Егише Тадевосяна (1870-1963 гг.). Все детство будущего художника прошло в окружении замечательных памятников армянской культуры. Он говорил на чистейшем армянском языке, был влюблен в армянскую книжную миниатюру, архитектуру и музыку. Дома у художника была фисгармония, на которой он наигрывал Комитаса и мелодии собственного сочинения. Он сам любил повторять, что не родись бы он в Эчмиадзине, возможно, он и не стал бы художником. Потому что именно этот город научил его видеть истинную красоту. Не зря позже художник Ерванд Кочар скажет о Егише Тадевосяне: «Всей своей сутью он был сыном своей Родины».

 Гора Арарат со стороны Эчмиадзина (1895)

Гора Арарат со стороны Эчмиадзина (1895)

Художественное образование Е. Тадевосян получил позже в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он познакомился с Василием Поленовым, который был для него одновременно и другом и учителем, который, своим реалистический творчеством, оказал влияние на формировавшееся творчество юного Тадевосяна. Совместное путешествие в 1899г. по Палестине, Сирии, Египту и Греции раскрыло мастерство Тадевосяна-пейзажиста. Также молодой художник участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок, позже — в выставках «Мира искусства».

Поклонение кресту (1901)

Поклонение кресту (1901)

В 1894 году, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Егише стал вырабатывать самостоятельную творческую манеру письма –знакомится с пуантилизмом (стилистическое направление в живописи, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта). Выполняет в этом стиле одну из своих знаменитейших картин «Гений и толпа», на сюжет которой, многие поэты в будущем напишут стихи:

Стая мразей изгоняет гения.

Жёлтый морок. Агрессивный чад.

Праведник, исполненный терпения,

В будущее бросил скорбный взгляд.

Путь страдальца весь в шипах отравленных.

Радуется вздорная толпа.

Ей уже потомками оставлено

Место у позорного столба.

Гений и толпа (1909)

Гений и толпа (1909)

С годами, через поиск сюжетно-содержательных и пластических форм в искусстве, с помощью которых можно проследить эволюцию от жанровых картин к этюдам на пленэре, раскрывается самостоятельное письмо в стиле импрессионизма, которому Е. Тадевосян останется верен до конца своих дней.

Женщина, читающая в саду (Портрет Жюстины, жены художника) (1903)

Женщина, читающая в саду (Портрет Жюстины, жены художника) (1903)

Он обращался к истории и религии с их нравственными идеалами. Во время своих множественных путешествий по Армении, Грузии, России и Крыму, Егише написал большое количество пейзажей Армении, берегов Черного моря и бескрайней природы России. После выставки его работ, И. Крамской предложил участие в выставке художников-передвижников, на которой он выставлял лирические пейзажи своей малой Родины.

«Лодки. Трапезунд» (1906)

«Лодки. Трапезунд» (1906)

Последние 10 лет своей жизни он работал в новых условиях. Восприняв революцию в Армении, как зарю новой эры, как начало нового этапа в жизни народа, Е.Тадевосян активно включился в строительство новой культуры, создав ряд пейзажей, через которые художник передает близкую для него атмосферу маленьких армянских городов с глинобитными домами, яркой и пышной зеленью садов и лугов и конечно, виднеющимися в дали горами.

Храм Рипсимэ. Эчмиадзин (1913)

Храм Рипсимэ. Эчмиадзин (1913)

В 1916 году Тадевосян организовал и возглавил Союз художников Армении, в 1935 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР. А уже в следующем году художник ушел из жизни и был похоронен в Пантеоне им. Комитаса в Ереване. Егише Тадевосян воспринимался не как художник, принадлежавший прошлому армянской национальной культуры, а как современник, сумевший войти в новую проблематику с новыми задачами искусства и создавший исходные позиции для целого направления в армянской пейзажной живописи.

Гора Арагац (1917)

Мариам ПЕТРОСЯН

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: