Арцах – скрытое сокровище

Чтoбы oткрыть для себя нoвые, незнакoмые миры, сoвершеннo неoбязательнo перенoситься в сельву Амазoнии, жаркую Африку и самые oтдаленные угoлки земнoгo шара. Мнoгo ли вы знаете o самoй недавней нашей когда-то общей истoрии, которая находится от нас почти на расстоянии вытянутой руки? Не спешите кивать утвердительнo…

Вместо предисловия

Арцах (Нагорный Карабах) – настоящее скрытое сокровище, страна мечты. Меньше, чем за 5 дней нам удалось расширить кругoзoр и познакомиться с его историей, культурой, достопримечательностями и архитектурой, искусством и ремеслами, ментальнoстью и народными традициями, местной кухней и туристической инфраструктурой, древними монастырями и неприступными крепостями, тысячелетними городами. Описать подробно все, что мы увидели, не получится, остановлюсь на том, что зацепило больше всего.

Проезжая КПП на границе и поднимаясь в горы вы проезжаете мимо городка Бердзор, который находится в 60 км от Степанакерта. Церковь Святого Воскресения

Проезжая КПП на границе и поднимаясь в горы вы проезжаете мимо городка Бердзор, который находится в 60 км от Степанакерта. Церковь Святого Воскресения

Небольшая южно-кавказская республика почти половина территории которой покрыта лесами, привлекает не только своей роскошной природой, красивейшими ущельями, неприступными горами, быстрыми реками и здоровой экологией. Основное богатство заключается в людях, ее населяющих. Доброжелательность, хлебосольность, готовность оказать всяческое содействие гостю, поделиться с ним последним – вот основные характеристики карабахского гостеприимства, ради знакомства с которым стоит посетить эту страну. Большинство населения хорошо владеет русским. В разговорной речи используется местный карабахский диалект армянского языка.

Дорога Шуши-Степанакерт

Дорога Шуши-Степанакерт

Город говорящих камней

Высоко в горах, словно гнездо орла, раскинулся город-крепость Шуши (Шуша). Город с 250-летней историей давно уже стал символом неиссякаемой веры армянского народа в будущее. Здесь на каждом шагу любовно обтесанные рукой древних мастеров камни словно шепчутся с тобой и готовы поделиться с путешественниками своими сокровенными тайнами.

Чтобы понять, зачем было рушить этот древний город, стоит узнать его печальную историю.

Чтобы понять, зачем было рушить этот древний город, стоит узнать его печальную историю.

Население города составляет 3200 человек, В 19 в. он считался крупным культурно-образовательным центром, с развитым ремесленным производством. Здесь родились многие художники и певцы. Тогда у города было второе название – «Поющий город».

И все же город понемногу восстанавливается.

И все же город понемногу восстанавливается.

В 1847 г. Шуши получил статус города со своим гербом. К началу 20 в. он представлял собой город с вполне европейскими удобствами: водопроводом, канализацией, мощеными улицами и тратуарами, развитой культурой и торгово-промышленной жизнью.

Живописные мощённые камнем улицы

Живописные мощённые камнем улицы

В 570 ремесленных мастерских производились всемирно известные карабахские шелка и ковры, ювелирные украшения и другое предметы роскоши. Два шушинских рынка ошеломляли путников своим многообразием и ярким восточным колоритом. Население столицы Карабаха тогда достигало 45 тысяч человек.

Именно здесь была напечатана первая Библия, переведенная на армянский язык. Здесь издавалось 20 газет и журналов на армянском и две на русском языках. Это были обычные листовки каждого дня. В Шуши функционировали 6 школ. После того, как появились различные типографии в Тифлисе и в Эчмиадзине, Амстердаме, в Шуши произошел некоторый упадок в типографской деятельности.

Панорама Шуши

Панорама Шуши

В городе действовало 7 армянских церквей, две мечети и один православный храм. В 1920 г. «консерватория Кавказа», как еще называли Шуши, была сожжена вовремя резни армян азербайджанцами, в результате которой сохранилось лишь 20% города. Цветущий город превратился в руины, и весьма печально, что он так и не оправился от этого удара, превратившись в провинциальный населенный пункт.

После освобождения Шуши в 1992 г., была разработана и претворяется в жизнь программа его восстановления. Шуши стал символом возрождения нации, сегодня город живет полнокровной жизнью. Примечательны церковь Казанчецоц, персидская мечеть и др. Шуши является духовным центром Арцахской Епархии Армянской Апостольской церкви.

Идут работы и в бывшей главной Верхней мечети города.

Идут работы и в бывшей главной Верхней мечети города.

Кафедральный собор Казанчецоц

Основной архитектурной доминантой Шуши является Церковь Святого Всеспасителя, именуемая также Казанчецоц, высотой около 50 м. Она выглядит потрясающе внешне и очень скромно внутри. Сооруженный в 1888  г. из белого известянка на широкой площади в центре города, храм искусно украшен тончайшей выразительной резьбой. Рядом с собором высится колокольня, в верхних углах первого этажа которой установлены четыре скульптуры ангелов, трубящие с грозным видом в трубы — это исключительное явление в национальном культовом строительстве.

Под алтарем церкви расположено помещение с уникальной акустической особенностью, внушающее трепет: свой голос в нем слышится как чужой. Когда ты стоишь в самом центре помещения и говоришь вслух, такое чувство, будто ты говоришь прямо себе в голову. А тот, кто стоит рядом, но чуть по отдали, этого ощущения не имеет. Собственно, это комната для исповеди и напоминает она по своему строению Ноев ковчег.

Жизнь на карабахском ковре

В Шушинском музее ковров в центре города представлена частная коллекция и собраны ковры из разных регионов. На данный момент собрание насчитывает около 250 ковров. В Арцахе каждый ковер имеет смысл и его можно прочитать. Раньше их изготавливали в каждом доме. Вот, например, самый древний ковер в музее 18 в. называется «Орел». На нем изображены два взлетающих орла и по всему ковру идут знаки свастики – у армян это символ бесконечности. Ковер символизирует жизнь в цикле, здесь все повторяется.

На этом ковре можно рассмотреть демонические лица, считалось, что такой ковер, размещенный при входе в доме, будет отгонять злых духов.

На этом ковре можно рассмотреть демонические лица, считалось, что такой ковер, размещенный при входе в доме, будет отгонять злых духов.

Самый известный армянский ковер имеет изображение дракона. Дракон у древних армян символизировал благополучие семьи и часто встречался на коврах.

Вообще, на каждом карабахском ковре изображены фундаментальные законы жизни. Каждый элемент имеет глубочайший смысл. Карпет и ковер отличаются по технике изготовления. Ковер — с ворсом, а карпет – без ворса и картина на нем с двух сторон просматривается одна и та же.

Интересен свадебный карпет «Древо жизни» (1919г), размещенный в музее, здесь на верху дерева сидит птица. Дерево символизировало достаток, благополучие в семье. Изделие демонстрирует традицию армян, которая была распространена в Арцахе повсеместно: во время свадьбы жениху и невесте преподносили маленькое дерево, сделанное из веточек (чем-то похожее на пасхальное), его украшали сладостями и фруктами, наверху водружали вареного петуха. До сих пор в некоторых местах Карабаха люди соблюдают эту традицию. На карпете также изображена мужская фигура, которая в руках держит петуха, что символизирует следующий обычай. Жених шел забирать невесту, а свидетель со стороны невесты нес петуха в руках.

В обязательном порядке на армянских коврах встречаются кресты

В обязательном порядке на армянских коврах встречаются кресты

Еще один ковер с названием «Древо жизни» повествует об истории запретного плода. На нем изображено дерево с цветами и яблоками, животные и птицы – это Эдем (Рай), который когда-то существовал на земле. Сверху крест и по центру креста восьмиугольная звезда, которая символизирует образ Бога. Ниже то же самое дерево, но оно уже коричневого цвета и с сорванными яблоками, мужская и женская фигура, вновь крест и двухголовые животные, которые означают Всевидящее око Бога. Лишь на одной голове здесь не отмечены глаза, это говорит о том, что если одна голова спит, то все остальные наблюдают за тем, что твориться на земле. Еще ниже вновь крест, но звезда уже сравнительно уменьшилась в размерах. Смысл, заложенный в этом ковре, в том, что Бог создал землю и людей, дал им законы. Яблоко символ закона, которые надо соблюдать. Люди ослушались, нарушили закон, т.е. сорвали яблоко и Бог отдалился от них. Здесь четко прослеживается церковная тема, такие ковры заказывали в основном Архимандриты.

Тигранакерт

«Агдам» переводится как «белый камень». Дело в том, что на останках древней крепости Тигранакерта из этого белого камня в 26 км от Степанакерта был построен город Агдам. Как стало заметно, камни накладывались друг на друга специальным образом, чтобы они ни в коем случае не раздвигались. Поэтому такая крепость могла с легкостью выстоять при нападении врага.

Во времена Азербайджанской ССР, когда здесь вспахивали землю, находили глиняную посуду и прочие принадлежности. Что-то постоянно выходило наружу и давало о себе знать, но раскопками не занимались. И только в 2005 г. Гамлет Петросян сделал приблизительный расчет и по своему проекту вместе с группой начал работать. Но так как финансирование осуществляется тяжело, ЮНЕСКО Арцаху в этом никак не помогает, приходится вкладывать личные средства меценатов вместе с деньгами из бюджета Министерства туризма.

На сегодняшний день здесь проводятся раскопки старого города. Местные жители и студенты охотно в этом участвуют и помогают всеми силами. На сегодняшний день в музее находится только 3% того, что было найдено. Самый древний экспонат датируется 1 веком – это огромный кувшин, в котором был погребен человек в позе зародыша. Вместе с останками его костей были заметны отпечатки копий и ожерелья.

(Продолжение следует).

Диана ШИБКОВСКАЯ

Виктор АНДРЕЕВ

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: