Степан Христофорович САТУНЦ

Материал подготовлен Фондом «АНИВ» при поддержке бренда «АрАрАт» в рамках проекта по изданию энциклопедии «Армяне в Беларуси».

Степан Христофорович Сатунц родился 26 сентября 1910 г. в Тифлисе, в семье выпускника Императорской академии художеств, архитектора Христофора Богдановича Тер-Саркисова (Сатунца). С юных лет отец привил ему любовь к архитектуре и искусству. Сатунц окончил гимназию Лисициан и Тбилисскую академию художеств. В 1931–1940 гг. работал архитектором в Тбилиси, где запроектировал ряд объектов. Дважды (1935, 1936 гг.) его проекты здания Тбилисского цирка побеждали на конкурсах, и в 1940 г. один из них (совместно с Н.М. Непринцевым и В. Урушадзе) был воплощён в жизнь.

К этому времени Степан Христофорович стал одним из ведущих архитекторов Грузии. Желая и дальше совершенствовать свои профессиональные навыки, Сатунц поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР в Москве (1940 г.). Он обучался у знаменитого архитектора А.К. Бурова, с которым у него сложилась дружба и творческий союз.

С началом Великой Отечественной войны Степан Христофорович прервал обучение в аспирантуре и вернулся в Грузию. По состоянию здоровья он не подлежал призыву на фронт и устроился работать в службу маскировки в Тбилиси. В 1944 г. он возвращается в Москву. Окончив аспирантуру, С.Х. Сатунц до конца своих дней преподавал в Московском архитектурном институте, воспитав целую плеяду талантливых архитекторов. Одновременно он работал главным архитектором проектов и руководителем мастерских в различных институтах в Москве и в союзных республиках.

Постепенно Сатунц стал признанным специалистом в области цирковой архитектуры. В 1952 г. он защитил кандидатскую диссертацию, в которой подробно проанализировал опыт строительства отечественных и зарубежных цирков начиная с XIX в.

Наиболее плодотворный период творчества Сатунца пришёлся на конец 1940-х – 1960-е гг. Тогда же он принял участие в реализации генерального плана застройки разрушенного войною Минска. В 1951–1953 гг. по заказу Белорусского государственного института промышленного проектирования С.Х. Сатунц совместно с М.П. Парусниковым и Е.В. Шарковой запроектировал вторую очередь Минского стадиона «Динамо» (ныне Национальный Олимпийский стадион «Динамо»), который возводился с 1947 г. в одноимённом спортивном парке. В 1954 г. вторая очередь была введена в строй: в неё входили восточная, северная и южная трибуны общей вместимостью до 43 000 зрителей. Стадион дважды подвергался реконструкции (1978–1980, 2012–2018 гг.), однако возведённая по проекту Сатунца стена сохранилась: её можно видеть со стороны ул. Ульяновской. Нижнюю часть стены заполняют чередующиеся между собой высокие и вдвое меньше по размеру стройные арки, верх увенчан дробным и легким аркатурным поясом. Ненавязчивый декор состоит из небольших картушей и барельефов на спортивные темы. Всё это позволяет обеспечить ритмически сложный рисунок фасада.

В общей сложности С.Х. Сатунцем было запроектировано около 150 объектов. Наиболее значимые здания, возведённые по его проектам: ресторан и кафе «Арарат» в Москве (совместно с К.С. Алабяном, 1949 г.); завод шампанских вин в Ереване (совместно с И.С. Сустеровичем, 1949 г.); цирк на 2000 зрительских мест в Горьком (1955–1956 гг.); Большой Московский цирк на 3000 зрительских мест (совместно с Я.Б. Белопольским, Е.П. Вулыхом и Л.В. Мисожниковым, 1960 г.). К сожалению, большинство из проектов так и остались лишь на бумаге – во многом по причине беспартийности их автора.

Одарённый, высококвалифицированный специалист, Степан Христофорович обладал широким кругозором, производил приятное впечатление при личной встрече. За его неизменно элегантный внешний вид друзья и коллеги называли его «джентльменом». Сатунц любил и глубоко разбирался в музыке, истории, культуре, живописи, сам прекрасно рисовал. Его кумирами были Ле-Корбюзье и Пикассо. При этом он был чужд всякого тщеславия: например, о его увлечении рисованием стало известно только после смерти, когда его работы (а их насчитывается несколько сотен!) были представлены публике.

Степан Христофорович Сатунц скоропостижно скончался 18 февраля 1985 г. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

comments powered by HyperComments

Поделитесь ссылкой: